Семинский перевал

Jan 12, 2007 15:15


Вопрос, что делать, пока вся страна в едином порыве причащается и похмеляется, возник у нас где-то в октябре. Десять дней отмечать Новый год до полного сходства с его нынешним тотемом нам бы не хватило здоровья, превращаться на это же время в диванно-прикладных существ - соблазнительно, но скучно. А потому, еще до того, как втюхаться в очередную ипотеку, мы забронировали места в УТЦ "Семинский перевал" с 3 по 7 января.
Почему именно туда? Потому что Ксюха была там 10 лет назад, и ходила по тамошним горкам, когда этот самый учебно-тренировочный центр еще представлял собой базу для подготовки биатлонистов, и горные лыжи были еще в светлом капиталистическом будущем. Тогда ей на Семинском очень понравилось, теперь ей очень хотелось показать эти места мне, к тому же на официальном сайте была упомянута горнолыжная трасса.
Почему не в Шерегеш? Потому что туда ездят все. К тому же, о местах на Новый год в Шерегеше нужно было думать еще раньше.
И мы поехали.

Семинский перевал встретил нас утренним морозцем (-24, в Нске за текущую зиму такого еще не было), и парой машин на стоянке у административного корпуса:
"Мы еще не успели комнаты прибрать, и вообще у нас расчетный час 12:00" (деньги при этом уже взяли)
"А сумки нам где-нибудь оставить можно?"
"Идите в корпус Альфа, к дежурной"
Оставили рюкзаки, попили в столовой чаю, пошли обозревать окрестности. Солнечно, ярко-синее небо (на фотографиях иногда кажется, что аппарат ошибся в балансе белого, не бывает такой синевы - но остальные цвета вполне адекватны), белый снег - и бревенчатая баня:
"Сколько стоит час?"
"500 р в час. Найдите еще двоих, тогда дешевле обойдется."
"Но на сайте 320 р?!"
"У нас новогодние цены. Идите к администраторам, жалуйтесь"
Догуливаем до нашего корпуса. Время чуть за 12:
"Заселиться можно?"
"Извините, номер еще не убрали. Вам куда сказали селиться, во 2-й?"
Идем в столовую, после недолгого ожидания ("У вас комплекс, еще не готово" - "Готово... Ой, нет, не готово...") знакомимся с местной кухней. Обслуживание и кухня напоминают школьную столовую 20-летней давности. Ножей нет, подносов не хватает.
Еще немного гуляем по территории базы, между тем количество людей и машин возрастает. Наконец, нас заселяют, мы греемся (подозрительно ледяной пол), идем в местный прокат.

В прокате давка в стиле советского магазина:
"Мне только узнать, есть ли размеры..."
"Всем узнать"
"Я сдаю лыжи..."
"Все сдают"
Горных лыж и, главное, ботинок нет ни моего 41-го, ни Ксюхиного 36-го.
"Вот берите 42-й, 37-й, 35-й"
Меряем. Мне велики, Ксане одни велики, в другие даже ногу не засунуть.
"Нету. Ждите, когда сдадут"
И повела меня расстроенная Ксюха в горы.

Снег (десять лет назад его было гораздо больше), кедры, камень. Черно-белая картинка под пасмурным небом. Обглоданные белками шишки (самих белок не видно, попрятались). Трасса биатлонистов и замерзшее стрельбище. Горнолыжный спуск, нератраченный, но укатанный, молчащий подъемник. Снова снег, кедры, камень. Вершина, не самая верхушка, но здесь заканчивается официальная трасса, работает подъемник (металлическая опора на сооружении из дерева и камня), слоняются сноубордисты. Здесь же, чуть подальше, кучки камней - поднялся на вершину, положи камень (да, меня - дикого горожанина, не привыкшего ходить пешком, это удивляет). И - обзор на три стороны света.

Кладем по камушку, лезем на макушку. Небольшой каменный куб с углублением, где надлежит оставить монетку на возвращение. И - белое небо, белый снег, синие горы позади, белый купол впереди.

Спускаемся, где ногами, а где и на пятой точке - снег позволяет.

Заходим в прокат, спрашиваем, уходим - все равно подъемник работает до 6 вечера, и трасса неосвещенная. Решаем завтра встать пораньше и дойти до проката, пока народу поменьше.

Вечером некоторые отдыхающие начинают расслабляться прямо в столовой - не слишком приятное зрелище. Заходим к администратору спросить насчет чайника:

«Чайник стоит 30 р, он один, идите ищите, у кого на руках»

«А кипяток в столовой есть?»

«Есть»

Хорошо, что термос взяли.

Оцениваем фанерность домика - тепло только в непосредственной близости от труб отопления, соседи пьянствуют водку, двигают кровати и потом черт-те что на этих кроватях делают прямо у нас на голове и по бокам. В душе тепло только под струей воды.

Утром после завтрака идем в прокат... и 37-й уже уплыл, а 41-й берут прямо перед нами.

Бордов нет, бубликов - и тех нет в принципе.

«А беговые лыжи есть?»

«Вроде есть...»

Берем. Со второй попытки получаем относительно целые палки, правая и левая отличаются размером - видимо, чтобы спьяну не перепутать. Ботинки разбиты, на моих лыжах левое крепление держит слабо. Настроение портится, катаемся час, чтобы порчу выгнать.

Вчера ходили вверх, сегодня идем вниз. По пути доходим до подножия трассы, любуемся на мавзолейных размеров очередь (причем талоны на подъемник продают не у самого подъемника, а в километре выше, в помещении проката, и абонемента нет).

На Чуйском тракте в этом месте 50 лет назад поставили обелиск, как напоминание о добровольном и с песней присоединении Алтая к России. Выдержки из текста песни прилагаются на двух языках на камнях поменьше. В районе обелиска пасутся торговцы местным колоритом (мед, соты, орех, смола, травки, бальзам, сувениры). Здесь же зачем-то - сад камней.

Дальше - кедрач, не густая чаща (в моем, городском, представлении), но достаточно плотный. На ближних к тракту деревьях повязаны ленточки - по обычаю, в знак успешного перехода через перевал.

Синее небо в редких перьях облаков, зелено-рыжие кедры, плотный сверху снег от синего до белого. Следы, для собаки нехарактерные, для зайца мелкие. Еще следы - так мог бы прыгать беременный тушканчик, если бы они здесь водились. Шорох в ветвях - думали, белка, а оказался клест.

На обратном пути цивилизация напоминает о себе - «Кировец» тянет тележку с твердыми бытовыми отходами. И вся романтика!

Лыж так и нету.

Делать здесь больше нечего, созвонившись с Ксюшиным отцом, решаем завтра ехать в Онгудай. У администратора:

«Мы хотим уехать на сутки раньше, верните, пожалуйста, деньги за сутки проживания»

«Нет!.. Сейчас, я с директором поговорю... Нет!!!»

«Хорошо, мы сами поговорим»

Идем к директору.

«Вы предоплату сделали? Все!»

«Хорошо, пишите письменный отказ, мы посоветуемся с нашим юристом и решим, что делать»

«А что вас не устраивает?»

«Например, почему в прокате мало ходовых размеров? Почему нам по запросу прислали одни расценки, а сейчас другие, и нигде о новогодних наценках не сказано? Это уже введение клиента в заблуждение»

В трубку, обиженно: «Верните им деньги!» и нам «Все, больше вы не наши клиенты, мы внесем вашу фамилию в черный список, и больше вас сюда пускать не будем»

Из дальнейшего разговора выясняется - база максимально загружена в Новый год, ездят сюда только те, кто знают, улучшать сервис и расширять клиентуру здесь не собираются. Советский маркетинг в действии.

6-го утром последний раз идем на завтрак, собираемся, сдаем номер. Звонит Ксюшин папа - машина не заводится, замерз аккумулятор. Прощаемся с гостеприимным УТЦ, идем на остановку. До Онгудая 50 км.

Не слишком холодно, но на открытом месте ветер. Напротив памятника тусуются желающие уехать в Улаган (это дальше по Чуйскому тракту). Сказали, онгудайская Газель уже прошла.

Стоим, голосуем. В основном все сворачивают к УТЦ. Желающие ехать в Улаган вызвали себе такси и поехали почему-то в Горно-Алтайск.

Ждем, мерзнем, голосуем. Играем камушками в футбол на проезжей части. Звоним по знакомым таксистам, обалдеваем от уровня цен.

Где-то через час садимся вдвоем на одно место (бобры - звери некрупные) в полугрузовую Газель, что довозит нас до развилки на Усть-Коксу. 26 км до Онгудая, цивилизации нет, связи нет.

Снова ловим попутку и, наконец-то, добираемся до цели. Папин песик Чипа (смесь сенбернара и кавказца, на вид страшный, внутри добрый), ростом почти с меня, если поставить лапы на калитку, встречает радостным лаем, от которого шевелятся под шапкой волосы.

Папа завел-таки УАЗик и повез нас на Чике-Таман.

Снега практически нет, а на вершинах его нет вовсе, словно конец октября. Оставляем машину на небольшой площадке для разворота и лезем на вершину.

Красные, рыжие, коричневые на закатном солнце и серые в тени горы. Щетина травы. Елки. Черный изгиб новой дороги и белый тещин язык старой далеко внизу. Наскальная живопись. Одинокий нужник для заблудших туристов по-над пропастью. Крепкий ветер, прозрачный воздух, но Монголию отсюда еще не видать - все-таки 300 км.

Спускаемся с вершины на шоссе, идем к машине. При виде одиноких путников лица встречных водителей слегка вытягиваются - зимой здесь туристы не ходят.

На обратном пути замечаю среди наскальных автографов надпись «Шарыповцы!» Тесен мир, везде работа о себе напоминает.

А вечером была баня, потом коньяк, потом еще коньяк. Утром был автобус до Горно-Алтайска, потом такси до Бийска, и еще 8 часов в Бийске до вечернего поезда, потому что билетов на автобус до Нска не осталось...

Мораль - на Семинский перевал ехать можно. На своей машине, со своим снаряжением, своей выпивкой и закуской. Трассы там хорошие, и снег есть всегда, а вот сервис просто никакой.

путешествия, совок, Хроники Бобровой хатки, горные лыжи

Previous post Next post
Up