Поколение Игрек (Y-Generation)

May 06, 2010 00:12

Ребрендинг поколений

Когда я уйду, моё место займут другие. Точно также, как это сделали мы. И ровно таким же образом, как это сделало предшествующее поколение. Удивительно, но у этого процесса появились буквенные обозначения. Американцы первые ввели такое понятие как Поколение Икс (X-Generation). Там длинная мутная история, кое-что по этому поводу есть в Википедии. Но смысл сводится к тому, что поколение Икс - это поколение ущемлённых людей испытывающих большие комплексы насчёт того, что их время упущено.

Исторические корни явления уходят так называемый демографический взрыв в США (да и в мире в целом), произошедший в годы после второй мировой войны. Людей родилось очень много и благодаря дальнейшему регилированию в демографической политике в период 1960-80-х годов детей стало рождаться намного меньше. Когда они подросли, в них взыграл этот самый комплекс неполноценности, они почувствовали некоторое отделёнными от остальной части общества. Дуглас Коупленд в своей книге Поколение-Икс (Generation X: Tales for an Accelerated Culture) охарактеризовал его как не чувствовующих связи с культурными идолами поколения демографического взрыва.

Весьма непохожим образом обрисовал проблему и Виктор Пелевин в романе "Generation П" - Поколение Пи, который вышел в 1999 году. В нём чисто российская действительность, но корни весьма схожи. Один мой знакомый после прочтения романа, сказал ровно следующее: "Рома, я так жалею, что я не родился тогда". Имется ввиду чуть раньше, что бы войти в лихие 90-е и реализовать весь свой потенциал для улучшения благосостояния. Конечно, Пелевин не копипастер. Он грамотный рерайтер. Кстати, вполне неплохая рецензия на Поколение П есть у Леонида Каганова :)

Мой друг и есть это комплексующее поколение Икс. Более того, я сам склонен относить себя к нему. Чуть-чуть раньше и мы бы действительно измнили мир к лучшему. Мы были бы богатыми и знаменитыми. Чувствуете? Я думаю многие инициативные люди, рождённые в период 1975-85 годов чувствуют то же самое. Это комплексы. И так будет всегда. И абсолютно аналогично выглядит ситуация с поколением Игрек.

Что такое поколение Игрек (Y-Generation)? Вот здесь начинается самое интересное. В России оно только формируется. Это тоже мы с Вами, другое дело, отнесём ли мы себя к нему спустя время. Здесь очень тонкий психологический момент. На западе оно назывется по-разному: Поколение-Миллениум, Поколение-Next или Net-поколение. Оно отчасти тоже связано с демографией, это люди родившиеся после второго бэби-бума начиная с конца 1970-х и до ранних 2000-х годов. Россия в этом плане очень отстаёт, и даже Википедия пока молчит насчёт Поколения Игрек.



Один из основных критериев, по которому социологи причисляют людей к поколению игрек, являются коммуникациии - универсальный инструмент для общения. Так, один из сайтов посвящённый подобным исследованиям приводит следующую статистику для людей поколения Y: 95% владеют персональным компьютером, у такого же количества - мобильный телефон, причем более 15% таких людей находятся в сети онлайн постоянно. Доля людей которые ведут блоги составляет более 30%, и более 50% обмениваются музыкой и фильмами через пиринговые сети.

Стоит ли говорить о том, какие настроения и стереотипы преобладают у таких людей? Они, мы уже адаптировали эту систему под себя, не так ли? Исследователи Y-Gen (ещё один синоним поколения Игрек) характеризуют людей следующим образом: человек контактный, тщательно следит за своей безопасностью в сети, умеет выделить главное и отсечь ненужное. Он уже не слушает музыку с компакт-дисков и не смотрит фильмы по телевизору. Его всецело поработила сеть - такие сервисы как LiveJournal, FaceBook, Twitter, YouTube - он всецело в них. Способности к освоению новых сетевых технологий на порядок выше, и скорее нацелены более на поиск, нежели на хранение информации, и он скорее "будет знать где искать", чем "запомнит".

Что касается поведения в сети, то человек поколения Игрек уже "закалён". Его не проймёшь тупой рекламой в социальных сетях, он чётко может отделить вирусную рекламу от настоящего продукта. Он по-другому оценивает репутацию того, что юзает. Человек поколения "Y" вполне осознаёт, что он часть этого общего "муравейника" (а чем отличались наши родители, жившие при социализме?) и в то же время является полностью независимым. То есть такие понятия как личность, характер, харизма здесь присутствуют и подчас выражаются более ярко, чем чем вне этого социума. Остаётся добавить что некоторые персоны поколения-Y обладают искусственным интеллектом. Но это мы пропустим.

Естественно, утверждать, что поколение Y полностью оторвано от реальности глупо. Некоторые социологи всерьёз озабочены этим, в частности утверждается, что основным источником заработка денег становится сеть Интернет. Работа построена на 24-часовом пребывани в ней. Однако, кто-то должен печь булочки, кто-то производить автомобили, что бы хлебопёки есздили на работу, ну и так далее. Деньги - это скорее универсальный инструмент, который легко объединяет реальность с виртуальностью.

Определёные минусы для поколения Y конечно существуют. Например, выгодным становится производство виртуальных средств: игр, кино, программ. Некоторые даже называют это сдвигом жизненных ценностей. Снижается количество читатающих людей, усиливается склонность на схватывание по верхам (читаете по заголовкам, не так ли?), но не длинные тексты.

Тем не менее, всерьёз полагаю, что тенденция усилится. Поколение Y - это "электронные люди". У них несколько сим-карт для мобильных телефонов, несколько ящиков электронной почты, несколько пластиковых карт, они помнят по 20 паролей и пин-кодов (или записывают в свою секретное место). А инвайт в модную сетевую тусовку, форум или блог ценится теперь дороже ящика пива... А? Вот такая разница между поколением Икс и Поколением Игрек.

Забегая вперёд скажу про поколение Z. Его ещё не существует. Это наши дети, а возможно и внуки. Z - это последняя буква латинского алфавита. Либо на ней всё закончится, либо общество ждёт ребрендинг поколений.

общество, история, многабукафф, социология, penelopa

Previous post Next post
Up