Чудес не бывает
Вспоминаю один разговор годовой давности. С маркетологом, которая решила завести блог в Живом Журнале с довольно пространной целью. Формулировка была примерно следующая: "мы маркетинговое агентство, продвигаем свои услуги, проводим исследования и изучаем общественное мнение". Цель-то на самом деле вполне конкретная. Но после короткого разговора, я понял, что у автора нет полного понимания как эти цели можно достичь в LJ. А между тем, именно социальные сети на сегодняшний день могут стать главным источником информации для маркетологов, работающих с целевой аудиторией молодых людей. Не конкретизирую и совет давать не буду, блогосферу надо чувствовать.
Маркетологов вообще-то недолюбливаю. Сам когда-то им был. Но дело не в этом. Маркетолог в России - это очень тёмная субстанция. Быть хорошим маркетологом - это призвание. Тут надо иметь талант. А в российской действительности складывается так, что маркетологов даже в крупных компаниях ассоциируют с менеджерами по рекламе. Глупость полная. Хотя здесь стоит винить и отечественную систему образования. У нас на маркетологов учат люди по сути далёкие от настоящего маркетинга. Если кто-то мне скажет, что 40-летние (да пусть 30-летние!) преподаватели экономических факультетов способны грамотно обучить маркетингу, в того первым брошу обгрызенное яблоко.
За 20 лет рыночной экономики у нас даже не сложилось толкового определения слова маркетинг. А если задать студенту, который обучается по специальности, что такое маркетинг, он вряд ли сможет ответить что-то вразумительное. Дело в том, что бизнес-образование даёт более 500 (пятьсот!) определений маркетинга. Они все околосущностные, но по существу ничего ценного в себе не несут.
Взять хотя бы определение уважаемого мной Филиппа Котлера:
Маркетинг - это социальный процесс, направленный на удовлетворение потребностей и желаний индивидов и групп посредством создания и предложения обладающих ценностью товаров и услуг и свободного обмена ими.
Американцы просто трахнутые на всю голову по своему микроэкономиксу. Хотя к Котлеру это и не относится, но понятие устарело. ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ вводит новое определение маркетинга. Маркетинг - это управление потребителем и анализ этого управления. Всё. Не надо приплетать социологию, желания индивидов и групп и прочую лабуду. Другое дело, что кроется столь лаконичной формулировкой. В этом и состоит наука. Но об этом в другой раз.
Вообще, Котлер сделал и очень многое, что бы американские корпорации перестали считать маркетологов рекламщиками. Но чудес не бывает, он работал для этого всю жизнь. А что бы в России маркетинг стал чем-то более значимым, талантливые маркетологи должны работать очень много. А успешные талантливые маркетологи должны учить.
В будущем хочу немного раскрыть тему, которую затронул в первом абзаце. Он вводный и самый главный. Использование маркетинга в социальных сетях и маркетинговые блоги. У нас совсем нет культуры, и хороших блогов, посвящённых маркетингу, тоже нет. Деньги все хотят зарабатывать, а что бы маленько подумать - это лень.