Неоконченный этюд, или страсти по Алисе

Mar 16, 2016 17:56

Вы заметили, что память порой весьма кстати подкидывает нам воспоминания, казалось бы давно похороненные нами, словно, говорит, мол, и такое было в твоей жизни, не забывай об этом. А в жизни бывало разное, и хорошее, и плохое, и вдоволь друзей, и вдоволь врагов, и радости, и отчаяния вперемешку, и воспоминания иногда согревают в холодные зимние дни, а иногда, наоборот, жалят, как пчела в летний зной.
Была у меня в студенческие годы подруга, назову ее Никой, умная, симпатичная, смышленная не по годам, одна беда, была она калекой, передвигалась на костылях, какой-то у нее был паралич, не помню названия. Жили мы в студенчестве весело, ходили в театр на все премьеры, любили кино, не пропускали фестивалей, просиживали в библиотеках, спорили о любимых героях, писали стихи.
У Ники любимой актрисой была Алиса Фрейндлих, она стала для нее единственным кумиром, о котором та могла говорить часами, восхищаясь ее талантом и умом, неординарностью и обаянием.
Надо заметить, что к сантиментам моя подруга склонность не имела, ее суждения о жизни были очень трезвыми, хотя ограниченность общения, несомненно, сказывалась на характере.Но Алиса Фрейндлих для нее очень много значила, словно доводилась ей близким человеком. К актрисе я тоже относилась с уважением, но все- таки не так пылко, как Ника, чуть - чуть на тон спокойнее.
Помню, подруга все сетовала, что Алиса не приезжает в наш город на гастроли, “хоть бы один раз ее увидеть и можно уже умереть,”- вздыхала она.
- Что ты такое говоришь? - иногда сердилась я.
- Ты не понимаешь, это такая актриса, можно один раз увидеть и всю ночь не спать, преступно даже спать после ее спектакля.
Я уже знала, что сама Ника, если не инвалидность, стала бы актрисой, были способности к лицедейству. Но увы..
Прошло много лет, я не знаю, где моя подруга сейчас, куда закинула ее очередная миграционная волна, жива ли она, удалось ли ей хоть раз увидеть своего кумира на сцене. Возможно, что удалось, во всяком случае, мне хочется верить, что ее мечта увидеть Алису на сцене сбылась.
Но в течении всего спектакля “Уроки любви и танго” ( по пьесе Валентины Аслановой “Дамское танго) с участием Фрейндлих, я все время думала о своей подруге. Как мне хотелось, чтобы она сидела рядом, видела и слушала любимую актрису.
И от того, что я все время думала об этом, мне и в самом деле стало казаться, что я смотрю спектакль не одна, незримо со мной рядом сидит Ника, и от этого радость моя была неоделима от грусти. Так и в спектакле все смешалось, смех и слезы, отчаяние и надежда, прошлое и настоящее.
Сюжет пьесы очень прост. Популярная в прошлом танцовщица Мадлен Вердюрен, у ног которой в прошлом лежал, как принято говорить, весь Париж, на склоне лет живет размеренной жизнью в предместье французской столицы. Ей помогает Симона, дальняя родственница из Прованса, и живет актриса, что тоже понятно, воспоминаниями, которыми щедро делится со своей помощницей, по ходу поучая ее жизни, любви и танцам. Почему танцам, спросите вы? Да потому, что прозвенел в ее доме как - то один звонок, который воскресил ее к жизни, дал шанс снова выйти на сцену, и кто, как не Симона, может ей помочь в танцевальном дуэте, стать ее партнершей в танце?
К сожаленью, мне не удалось взять интервью у Фрейндлих, по причинам, от меня не зависящим, но даже короткого общения с ней после спектакля было достаточно, чтобы ощутить на себе всю силу ее обояния, которое с годами не слабеет, понять, что живость восприятия ею окружающего мира по - прежнему сильна.
Алиса вспоминала, как отдыхала прошлым летом на юге Швеции, как было тепло, (неужели было тепло, подумалось мне, нынешняя долгая зима так измучила всех, что казалось, будет вечной), как тихо было на улицах вечерами, тихо и безмятежно. Очень удивилась она словам моего сына, который простодушно признался, что он первый раз в театре, и поинтересовалась “сколько же тебе лет, что ты первый раз в театре?”.
Конечно, мой сын бывал в театре в детстве, но это было так давно, еще на родине, что за годы жизни в Швеции, он успел позабыть об этом. Все с тем же простодушием Таир продолжил.
- Я смотрел все ваши фильмы. Я вырос на ваших фильмах.
- Ну, вот как хорошо, - воскликнула Алиса, закуривая первую после спектакля сигарету,- значит все - таки что - то ты посмотрел.
Кому из актеров не приятно знать, что еще одно поколение растет благодаря его искусству. И дай бог, как говорится, не последнее.
Так что теперь у моего сына есть свои воспоминания об Алисе. Не сомневаюсь, он уже отложил их в свою копилку, в которой бережно хранит память о детстве и отрочестве.
У каждого своя копилка воспоминаний, и даны они нам не только для мучительного осмысления прошлого, но и для возможности жить дальше, нести их бережно в себе, как величайшую из наград.
Это я не только об Алисе, это я и о тех, кого помню, даже если не думаю о них еженощно, но они все равно незримо со мной. Наверно, что - то подобное происходит с каждым из нас, не так ли?

Алиса Фрейндлих Варвара Рига

Previous post Next post
Up