Мой путь в Гетеборг начался печально, я опоздала на поезд, и мне пришлось ждать 3 часа следующего состава. Для меня это было ощутимой потерей времени, потому что в городе я планировала остаться всего один день, и за это время хотела осмотреть город, сделать небольшой фоторепортаж, посетить аж три музея! Опоздание даже в один час чревато для однодневного вояжа, потому что зимой в Швеции темнеет так быстро, что уже после 15.00 разглядеть что либо на улицах и тем более снять это на память затруднительно. Прибавьте к этому холодный ветер, который выбивал камеру из рук, и поймете мое отчаяние. Ну что же, вздохнула я, тогда начнем с музея, и направилась в художественный музей, благо он был близко от моей гостиницы. Сегодня посмотрю картины, решила я, а завтра погуляю утром по городу и загляну в музей дизайна и в музей Вольво, до отхода поезда в Стокгольм как раз успею.
Но коллекция музея оказалось не просто большой, она оказалась настолько интересной и вместила в себя такое количество работ, что вечером я успела осмотреть только малую часть. По утру погуляла по городу, музеи начинали работать с 12.00, погода радовала полным отсутствием тепла и солнца, ветер валил с ног, прямо как в родном Баку. Где обещанное синоптиками солнце? Я отчетливо осознала, что ни снимать, ни гулять, ни посетить сразу все музеи не успеваю. Поэтому решила сконцентрировать свое внимание только на живописи, досмотрю то, что не успела вчера, пересмотрю то, что видела накануне. Лучше не дробить впечатления, а усилить его, тем более коллекция того стоит.
Признаюсь честно, я не большой знаток шведской живописи, более того, шведский модернизм и современное искусство мне редко нравятся. Я не специалист, но техника рисования и вообще рисунок шведских художников меня удручает. Но в чем им нельзя отказать, так в полной свободе самовыражения, тут нет у них ограничений и самоцензуры, внутренняя свобода и чувство собственного достоинства творят чудеса, благодаря которым появляются у современных мастеров неординарные мысли.
Меня просто потрясла многометровая статуя девушки на шесте, который упирается прямо в потолок, причем этот шест с женской фигурой вниз головой медленно вращается. Благодаря этому движению и игре света эффект от статуи поразительный. При этом в фигуре танцовщицы или стриптизерши, назовите как хотите, нет ничего вульгарного. Просто полный восторг от вращения, полное раскрепощение и наслаждение от этого движения. Я возвращалась к этой фигуре не раз
и думала, что возможно ли создать похожее где либо на постсоветском пространстве? С какой критикой обрушились бы моралисты, ханжи и святоши всех мастей и цветов на автора, если таковой нашелся и сотворил бы нечто подобное? И смог государственный музей где нибудь в Москве или Питере, Баку или Тбилиси, Минске или Киеве разместить такое у себя в зале? Сомневаюсь, правда, но если кто то сможет меня переубедить в обратном, буду рада.
Имя скульптуры Seconds of ecstasy, имя автора Cajsa von Zeipel, ее можно посмотреть в движении на Youtube.
Но вернемся к музейной экспозиции. Если шведские модернисты оставляют меня совершенно равнодушной, то шведские художники 19 и начала 20 века, наоборот, внушают мне уважение. На их полотнах я увидела Швецию такой, какой она была много лет назад, спокойной, неспешной. самобытной. Что то неуловимо сходное с русскими передвижниками, но без их трагизма и безысходности,наоборот, преисполненные достоинством и покоем. Страна, которая никогда не знала рабства, и строила жизнь в уважении к человеку и его внутреннему миру.Это вовсе не значит, что в стране не было проблем, это только значит, что общество умело их решать. Маленькие и большие радости, горе у постели больной дочери, летний норвежский вечер, завтрак скандинавских художников в Париже, картины сенокоса, купание детей...
Я не буду пересказывать произведения и имена, просто приглашаю посмотреть на эти полотна.
Андерс Зорн
Эдвард Мунк
Ричард Берг
Ханна Паули
Педер Северин
Есть картины, которые меня удивили. Например, на этой изображена веселая и подвыпившая компания, в чем нет ничего предосудительного, но называется она "Rus", то есть рус, то бишь русский. Вот поди теперь пойми, что хотел сказать автор этой работой.
Впрочем, Ивар Аросениус, видать, человек с юмором, и не только, например, в изображении обычной шведской кухни чувствуется некая трогательная наивность.
Ну. теперь, когда о шведских художниках я уже рассказала, пройдемся дальше по залам. Здесь собрана великолепная коллекция импрессионистов, французской, и испанской, фламандской,итальянской, датской, немецкой живописи. Я полюбовалась Рубенсом и Рембрандтом, Дюрером и Каррачи, Пикассо и Моне, Кандинским и ван Гогом, скульптурами Дега и Родена. Боже, какое же это наслаждение бродить по залам и любоваться вживую полотнами , о которых столько слышала и которые видела только в иллюстрациях. У меня сразу все хвори прошли, какие были , и все неурядицы потеряли всякий смысл. От импрессионистов, Пикассо, Кандинского я вообще оторваться не могла, так бы и смотрела все время.
Моне
Ван Гог
Роден
Сезанн
Гоген
Все таки искусство благотворно действует на меня, даже отвратительная погода казалась не такой ужасной. когда я вышла из музея. Меня радовал тот факт, что билет. купленный мой всего за 40 крон. оказался сроком на один год. Так что смело могу приехать в Гетеборг еще не раз на выходные и побродить по музею.
P.S.В музее разрешены съемки фотоаппаратом. Но снимать нужно без осветительных эффектов, чтобы не было бликов. Фотограф я неопытный, поэтому фотографий хороших у меня вышло мало. Я решила просто взять иллюстрации с сайта музея. В конце концов, мое дело показать чуть и рассказать, а вам просто приехать в Гетеборг и сразу бежать в музей. Он того стоит.