Александр Абдулов - актер милостью божьей

May 12, 2016 22:16


29 мая   день рождения Александра Абдулова. Кажется о нем написано все, и, казалось бы, что к этому можно добавить? Но писать об Абдулове будут еще долго, потому что он Актер с большой буквы, а таких не забывают.
Прошло более 25 лет с тех пор, как я взяла у него интервью, но по сей день вспоминаю нашу встречу. Что-то было светлое в этой мимолетной встрече, и память моя сохранила это ощущение на долгие годы. Когда меня спрашивают, кто из актеров, у которых я брала интервью, произвел на меня самое большое впечатление, я называю два имени - Розенбаум и Абдулов. Хотя сейчас к этим двум именам я могу прибавить и другие. Но не забывайте, речь шла о событиях 25-летней давности, я была молода, неопытна, делала первые шаги в журналистике, и встреча с этими людьми была для меня подарком судьбы.
Каждый раз, вспоминая об интервью с Абдуловым, я невольно улыбаюсь, как неумело я задавала вопросы, и как деликатно он не замечал моих ошибок, старался мне помочь. Но все равно интервью вышло искренним, потому что в него были вложены и моя робость, и мой напор, и моя самоуверенность. Все перемешалось вместе в одном букете, как это бывает только в молодости. Потом с годами я поняла, что если в работу вкладываешь свои чувства и эмоции, то она обязательно получится. Шероховатости простят, снисходительно спишут на неопытность, и штампы - неизбежный спутник профессионализма, растворятся в твоей искренности.
Они приехали в Баку втроем с фильмом "Храни меня, мой талисман!" - режиссер Роман Балаян, актеры Олег Янковский и Александр Абдулов. Это был 1986-й год, если не ошибаюсь. Точно помню, что Советский Союз еще не пропел свою прощальную песню, мы даже и не подозревали о его скором печальном конце.
Договорилась с Александром о встрече сразу же, но никак не могли с ним встретиться,то у него встреча в одном месте, то в другом, никак не могла его поймать. Наконец, перехватила его после встречи со студентами Нефтяной академии, тогда она называлась АЗИИ. "Извините, ради Бога, все мы никак с вами не побеседуем, - сказал он на бегу. - Нас все время возят в разные места, и я никак не сориентируюсь. Вечером у нас встреча в Доме офицеров, вы знаете, где это? Да? Давайте там встретимся".
В Доме офицеров, забежав за кулисы, он кинулся в первую же комнату, пропустил меня, и громко потребовал у всех, кто стоял в коридоре.
- Тихо, здесь журналист пишет!
С удивлением прочитала я спустя годы в одном из интервью его слова: "Если бы мог, взял бы лиценцию на отстрел журналистов".
Бог мой, подумалось мне, что же надо было натворить моим коллегам, чтобы артист высказался так резко и жестко. Потому что, вспоминая нашу встречу, я всегда вспоминаю его интонацию... Абдулов был вежлив, и это был не просто долг принимающей стороны, он действительно хотел беседовать и легко шел на контакт.
Я вспомнила, как на сцене Нефтяной Академии во время беседы он взял Романа Балаяна за руку и сказал: "Вот прямо здесь и сейчас обещай мне перед всеми, что будешь меня снимать в каждом фильме". Ему нужен свой режиссер, подумалось мне, каждый актер мечтает о своем режиссере. Об этом я прямо и спросила его во время интервью.
- Я думаю, я его уже нашел, - ответил он очень серьезно.
Р.Балаян снимал его не раз, но оказался не единственным его режиссером. Сколько их будет потом, которые с удовольствием будут снимать его и почтут за удачу его участие в своей картине. Потому что Абдулов - это гарантия успеха, простите за шаблон.
Он действительно рос быстро как актер, и ему достаточно было одной фразы, чтобы выразить характер. И что удивительно, снимаясь много и часто, он обладал редким качеством - не надоедал зрителю. Наоборот, хотелось смотреть его игру снова и снова.
Мне нравились его романтические образы, но признаться, больше всего я ждала от него эксцентрики. Из него же лепили секс-символ. А он был эксцентриком по натуре. Мелькнула эксцентрика в "Талисмане" ("Храни меня, мой талисман"), была эксцентрика в "Мастере и Маргарите", но мало, не утолила жажду. Конечно же, в "Формуле любви", но эту картину снимал Марк Захаров, у которого актер работал в театре и который хорошо знал его творческую натуру.
- Абдулов - это, прежде всего, эксцентрика, его надо было видеть в театре, только в театре, сказала мне Ирина Алеферова. - Он актер милостью божьей.
Даже в мелодрамах, где точно знаешь, где пролить слезу и порыдать в платочек, он играл убедительно и четко, не опускаясь до слащавости. Ведь один незримый шаг в сторону и легко скатиться в пошлость. Он эту грань чувствовал безошибочно.
Я не буду перечислять все его роли и фильмы. Вы знаете их лучше меня. Скажу только, что он совершенно покорил меня в фильме "Поцелуй". Меня вообще очаровал этот фильм. Чехова снимать очень трудно, и играть чеховские образы сложно. За кажущейся простотой скрывается бездна смысла. А подтекст, скрытый в чеховских произведениях, на экране часто теряется. Так вот в этом фильме чеховская интонация, на мой взгляд, сохранена, и режиссером, и актерами. Что-то необъяснимо нежное происходит с героями, недосказанное мучает и не отпускает, несбывшееся может и огорчает, но интонация фильма светлая, словно все лучшее еще впереди.
... Вы помните, что Абдулов постоянно приезжал в Баку на фестивали и съемки, и иногда мы с ним пересекались на пресс-конференциях, круглых столах и кулуарах, мне было приятно, что уж там скрывать, что он узнавал меня. Но ни одно интервью я тогда не написала. Во-первых, потому что меня, как журналиста увлекла нефтяная стихия и на кинофестивали я ходила больше как зритель. Любовь к кинематографу, она ведь, как болезнь - неизлечима. Да и что добавило бы это интервью к уже многочисленным напечатанным к тому времени, и тем, которые появятся позже?
Что-то неуловимо менялось в стране, в кино, в искусстве, в людях. Я не нашла тогда интересной темы для беседы, а просто так заниматься словоблудием с актером мне не хотелось. Наверное, потому что моя память сохранила ту первую встречу, от которой и начался мой собственный отсчет в журналистике. Согласитесь, порой одна встреча стоит очень многого, как говорят в России, дорогого стоит.
Конечно, его роли в театре могут быть сыграны другими актерами, и сыграны замечательно, но это будет другой образ, другой рисунок игры, другие глаза, жесты, мимика.
Это будет все другое, не абдуловское, потому что все это он унес с собой. А лучшее, что сыграл, осталась нам с вами. Так что, включайте телевизоры, наслаждайтесь его игрой, храните память о нем. На экране - Александр Абдулов...

кинофестиваль, Ирина Алферова, Александр Абдулов, Баку

Previous post Next post
Up