Почему сланцевая революция ничем не грозит Владимиру Путину

Feb 14, 2014 12:46

Если принять позицию автора статьи, то понимаешь, что все относительно)
***
Да, добыча природного газа в США с 2005-го по 2013 год выросла на 33%, до 680 млрд кубометров в год, - это, между прочим, примерно на 40% больше добычи «Газпрома». А добыча сланцевой нефти увеличилась и вовсе на 1000%, до 3,5 млн баррелей в день (это больше трети всей российской нефтедобычи). То есть это действительно переворот в американской энергетике.

Но в гигантских масштабах экономики США - так, приятная мелочь.

Томас Спенсер и его соавторы из Sciences Po подсчитали, что, несмотря на падение цен на газ, вызванное сланцевыми проектами, цены на электричество для американцев за 2005-2013 гг. выросли на 25%. На конкурентоспособность американской промышленности «революция» если и повлияла, то не сильно: торговый дефицит США по категории промышленных товаров с 2006-го по 2012 год вырос с $662 млрд до $779 млрд. Дело в том, что отрасли, которые потребляют много газа, производят только 1,2% ВВП США.

Спенсер предсказывает, что до 2035 года добыча сланцевых газа и нефти будет приносить Америке всего 0,04% ВВП дополнительного экономического роста в год. Так что кому революция, а кому и капля в море.
Эксперты из Science Po поэтому советуют европейцам - основным клиентам «Газпрома» - не очень-то рассчитывать на сланцевые проекты. Они предсказывают, что к 2035 году нетрадиционные методы добычи будут покрывать лишь от 3-х до 10% потребности Евросоюза в природном газе. Если экономика ЕС в следующие 20 лет будет расти, вырастет и ее потребность в импортном топливе - то есть, в конечном счете, в нашем.
Почему не в американском? Все ведь говорят про американский сжиженный газ, который теперь можно везти в Европу?

По данным Международного энергетического агентства, в Европе американский сжиженый газ может стоить, в переводе на понятные нам единицы измерения, около $370 за 1000 кубометров. Это дешевле, чем «Газпром» берет с некоторых центрально- и восточноевропейских стран, но до них надо еще доставить сжиженый газ: там нет морских портов. У «Газпрома» себестоимость добычи 1000 кубометров - меньше $40, доставка до границы Чехии стоит еще $30-55, в зависимости от трубопровода. Иначе говоря, даже конкуренция со стороны американских поставщиков сжиженного газа оставляет «Газпрому» огромное пространство для ценового маневра. Он, конечно, жадный и неповоротливый, но пространством этим непременно воспользуется в случае надобности.

Интересно, что Владимиру Путину про все это давно доложили: в середине прошлого года он говорил, что для мирового газвого рынка особенных изменений он не замечает и что американцы не станут продавать сжиженный газ в Европе дешевле $400 за 1000 кубометров.

С нефтью все так же стабильно.
Ирак и залил бы ею мировой рынок, но ему это невыгодно. МВФ еще в прошлом году предупредил эту страну, что ее бюджет, на 93% состоящий из поступлений от нефтеэкспорта, балансируется только при цене $106,1 за баррель. Иран, в свою очередь, во-первых, еще не освободился от международных санкций, а если освободится, то будет иметь дело с той же проблемой. В бюджет 2014 года Хасан Рухани заложил добычу на уровне 1,5 млн баррелей в день, в полтора раза больше, чем сейчас. Мировой рынок такой прирост не обвалит.
Forbes.ru

мировая экономика, экономика РФ

Previous post Next post
Up