керамическое

Aug 18, 2011 16:18

Индийская керамика, особенно в ее простонародном варианте, а не в модных авторских экзерсисах выпускников бомбейской школы - вещь прекрасная. И самое прекрасное в ней то, что насколько широко она распространена, настолько же плохо изучена. Особенно мало пишут по т.н. чернолощеную керамику, которую часто можно встретить не только в бытовых и декоративных, но и в ритуальных предметах.

Вот он, базар с горшками:



Обратите внимание, что некоторые сосуды и миски имеют "подгоревшие" черные края, а поверхность других целиком черная и блестящая. Есть несколько способов добиться такого эффекта, в первую очередь это - так называемый дымный обжиг.

Специфика  обжига керамики в кустарных условиях такова, что что он как правило производится в открытых печах - это яма с открытым верхом, или просто расчищенная площадка - иногда она имеет кирпичную или земляную стену, иногда нет. При открытом обжиге изделия укрываются навозом или сухой травой, все это тлеет и коптит. Желательно, чтобы к этой красоте как можно меньший доступ имел воздух, поэтому сверху уложенную для обжига кучу  можно замазать глиной или навозом, можно  обложить боем с предыдущего обжига - все для достижения равномерной темпратуры внутри.
Как правило, при таких низких темпратурах обжига спекания поверхности глины не происходит, и такие сосуды имеют низкую влагостойкость. С другой стороны, глазуровать их очень дорого и трудоемко, особенно в открытой печи - практически невозможно, ведь глазурь требует достаточно высокой температуры плавления.
В древности, а кое-где и сейчас эту проблему решали просто - натирали внутреннюю поверхность сосуда воском, жиром - чем угодно, что препятствует проникновению влаги. Потом какой-то сообразительный товарищ заметил, что при попадании на поверхность сосуда золы в этом месте сразу же сильно понижается температура плавления глины и образуется тонкая стекловидная пленка, своего рода естественная глазурь. ( Горшки с "горелыми" краями на фотографии - как раз те, куда зола попала). Древние  стали сознательно добавлять золу при обжиге. Это старейшая разновидность глазури - разведенная в воде глина с золой в качестве флюса. Другой вариант (хотя одно другому не мешает) -  пропитать поверхность керамического изделия  маслом. При обжиге оно сгорает лишь частично, образуя при этом углерод - он забивает поры глины, придвая ей черный цвет. Эт способ в Индии особенно любят: мне кажется, что натирание всего и вся маслом это национальная забава. Но декоративный и практический эффект от этого дела отличный, тут не поспоришь.



Эти симпатичные всадники, деревенские божства-охранители из  коллекции ГМВ, как раз наглядно демонстрируют разницу - одного пекли в дыму, другого нет. Очень распространена эта практика в Бенгале, где вообще особые отношения с глиной - достаточно вспомнить знаменитые терракотовые храмы.





На фотографиях ниже - выполенный в этой технике глиняный алтарь. Он сделан по обету для деревенского святилища, где под открытым часто соседствуют как изображения местных божеств, так и жертвенные керамические животные:







политинформация

Up