Венеция и туристы. Часть II

Jul 30, 2024 16:26



«Венеция - обшарпанный город, который с каждым годом неуклонно погружается в могилу» -   Оноре де Бальзак 1837 год

«Не вижу перспектив для возрождения города-безделушки, где нет ни осени. ни весны, ни улиц, ни птиц» -  Эмиль Золя

Корни семьи Золя, между прочим, из Венеции. Дед Эмиля Золя -венецианец.

Противопоставление блестящего прошлого Венеции ее нынешнему упадку, стало основой разрушения мифа о городе в лагуне...

Вот такие были прогнозы.

Но были и другие мнения.

В 1893 году  консул (мэр)  Венеции, драматург Риккардо Сельватико решил организовать художественную выставку рассчитывая, что она станет престижным международным событием в мире искусства. Венецианская Биеннале была учреждена в 1895 году как «Международная художественная выставка города Венеции».  Художники из 16 стран, представили свои работы на Биеннале  https://sababor.livejournal.com/29658.html . Экспозиция имела оглушительный успех, ее посетило около двухсот тысяч человек, что почти равно населению Венеции

Такой Венеция вступила в XX век

Только несколько раз за всю историю Венецианская Биеннале не состоялась. В обоих случаях помешали обе Мировые войны.

1900 год, площадь Сан Марко... увидеть Венецию...



Площадь Сан Марсо

Туристов на площади несравненно меньше, возможно это вовсе не туристы а жители города.



Это один из последних снимков старой Campanila San Marco.



14 июля 1902 года в 9.47 утра «Paron de Casa» - так любовно венецианцы называли кампанилу, с невероятным грохотом рухнула.

Чудесным образом никто не пострадал, исчезла только кошка смотрителя...



Работы по реконструкции были одобрены в тот же вечер.

«Come era, dove era» - «Как это было, где это было» - знаменитая фраза сказанная тогдашним мэром Венеции Филиппо Гримани.

При разрушении колокольни главный колокол Марангона не был поврежден.



Обломки колокольни были торжественно захоронены в море, в районе острова Лидо.



***

В 1907 году образуется Итальянская компания гранд-отелей, в задачу которой входит создание условий для привлечения богатых туристов. Туризм становится важной статьей городского дохода.

Сан Марко 1911год, реконструкция кампанилы. 25 апреля 1912 года колокола кампанилы возвестят о ее втором рождении.



Справа видны столики кафе «Флориан» - свидетельство того, что важнейший туристический объект Венеции функционирует...



Колокол Марангона

Редкий снимок: трансатлантик серии «Олимпик» на краткосрочной стоянке в Венеции, апрель 1912 года. Некоторые утверждают, что это «Титаник».



Трансатлантик "Олимпик" в Венеции. Фото из коллекции Marco Santin

Эра трансатлантиков заходящих в Венецию продолжится еще почти век...

Целых три года после реставрации кампанилы Венеция жила бурной жизнью туристического города. Фестивали, карнавалы, толпы туристов на площади Сан Марко и набережной Скьявони, Биеннале, самый модный пляж Европы в Лидо...но 24 июня 1914 года, выстрел в Сараево поставил точку на этом «празднике жизни».

Площадь San Marco оделась в защитные одежды



Базилика Сан Марко укрыта мешками с песком.

24 мая 1915 года авиабомба  с австрийского аэроплана попала в здание у моста Риальто



У моста Риальто после бомбардировки...

***

Отношение к туристам и туризму в разные исторические периоды было различным.

В 20е годы прошлого века, итальянский писатель, поэт, фашиствующий футурист Филиппо Томазо Маринетти провозгласил : «Туризм - язва, разъедающая тело Италии, она превращает Италию в кладбище прошлого».

Будущее Венеции виделось более конкретно : «Мы отвадим туристов от этой Венеции, от этого базара антикварных подделок, от этого магнита для снобов и дураков со всего света, от этой койки, в которой переспали целые караваны развратников, украшенной драгоценными камнями сидячей ванны для обслуживания куртизанок со всего мира, от этой Cloaca Maxima отхожих низостей»

Венеция много веков жила, не полагаясь на туризм. Те, кто сегодня считают туризм основой жизни Венеции, превращают город в парк развлечений. Но с этим, учитывая историю и традиции венецианцев , трудно согласиться. Но процесс неизбежный и с этим приходится считаться.

****

Содержание строения в Венеции стоит дорого, а если это дворец...

Не каждому владельцу дворца  удается вернуть здание построенное в  XIII веке к жизни, как это удалось владельцу Ca'da Mosto, архитектору и продюсеру, графу Francesco da Mosto.



Palazzo Ca da'Mosto до и после реконструкции

В этой связи характерна судьба одного из самых известных дворцов на Гранд канале Palazzo Ca d'Oro:

Дворец был построен в 1430 году по заказу Марин (Марио) Контарини, представителя одной из богатейших семей Венеции. Дворец строился с целью стать соперником дворца дожей и поразить Венецию своим великолепием.  Фасад дворца был покрыт сусальным золотом, отсюда и его название. За четыре столетия дворец неоднократно подвергался реконструкциям и переделкам. В 1846 году дворец приобрел русский князь Александр Трубецкой,  подаривший его своей любовнице, балерине Марии Тальони.



Palazzo Ca d'Oro 1845

Уроженка Швеции, Тальони блистала на всех сценах Европы. Слава ее была невероятна...но она не знала, что делать с дворцом и передала его своей дочери. Была проведена очередная реконструкция (архитектор Джованни Батиста Медуна) , самая варварская и разрушительная.  Историк искусства Джон Рескин пришел в ужас увидев ее плоды.

В 1894 году дворец приобретает барон Джорджо Франкетти (1865, Турин - 1922, Венеция), третий сын барона Раймондо и Сары Ротшильд, происходящей из еврейской семьи банкиров. Барон тратит огромные деньги на восстановление готического облика дворца, максимально приблизив его к оригиналу. Франкетти собирает во дворце коллекцию ценнейших произведений искусства и в конце жизни (1922) жертвует это богатство городу. В 1927 году во дворце открывается музей (Галерея Франкетти)

Для множества  венецианских дворцов, не представляющих значительной исторической или архитектурной ценности,  B&B - Bed and Breakfast - "постель и завтрак", почти единственный путь выжить.  Это путь превращения бывшего дворца в мини гостиницу.

Надпись на плакате: «Изнасилованный дом»



Но проблемы на этом не заканчиваются.

В 2018 году появился новый термин Overtorism - Сверхтуризм, он был определен Всемирной туристической организацией как «негативное влияние туризма на жизнь местных жителей». Венеция давно была признана столицей массового туризма, в соотношении 370 туристов в год на одного жителя исторического центра. Это нелегкая нагрузка, она заметно отразилась на качестве жизни венецианцев, особенно тех, кто непосредственно не занят в туристическом бизнесе и пенсионеров.
Сотни лет основным транспортным средством в городе были гондолы их количество в XVIII веке превышало 10000. Но время шло, прогресс наступал и вапоретто (от  vapore - пар), катера с паровым двигателем стали вытеснять гондольеров, во всяком случае с протяженных маршрутов. Гондольеры теряли пассажиров, бастовали, но прогресс остановить невозможно. Сегодня осталось примерно 500 гондол, катание на гондолах превратилась в дорогое развлечение для туристов, а потомственная профессия гондольера в закрытую касту, куда не пускают посторонних. «Чего местные никогда не делают, это не катаются на гондолах. Начать с того, что катание на гондоле дорого обходится. Только туристу - иностранцу, причем состоятельному, оно по карману» - это замечает И.Бродский. Однако  Tragetto - паромом, перевозящем пассажиров с берега на берег «местные» пользовались регулярно. На Гранд канале 4 моста и оптимальный, маршрут включает переезд через канал на гондоле трагетто.

Трагетто - это большая гондола, пассажиры в ней стоят, на лодке два гондольера и цена переправы для туриста 2 евро.



Tragetto - Ph. Gianluigi Bertola

На Гранд канале шесть станций трагетто. Туристы, довольно быстро поняли, что существует очень дешевый способ прокатиться на гондоле, хотя бы несколько минут, и...сегодня на станциях трагетто очереди...



Фото Sonia De Lazzari

Это безусловно не приводит в восторг местных жителей, для которых переправа на большой лодке элемент жизни.

Не случайно в городе появляются плакаты выражающие «крик души венецианцев»



Фото Maurizio Tiberi

Надпись на плакате: «Идеалисты. Мы имеем право чувствовать себя как дома»

Отсутствие рабочих мест и значительно подорожавшее жилье привело к тому, что коренные жители покидают город. Неконтролируемые массы туристов становятся серьезной проблемой. Туристы проживающие в гостиницах приносят городу доход. Туристы прибывающие в город проездом, на несколько часов, в основном, приносят городу ущерб.



Возможно в городе не хватает урн, возможно у некоторых туристов не хватает культуры, но совершенно понятно, что город не в состоянии одновременно принять такое количество гостей.

Руководство города ищет способы ограничить неконтролируемый туристический поток, увеличивая туристский налог, но результат оказался меньше ожидаемого. Возникла идея турникетов, что пока из области фантастики...



Фото Ph. Cesare Peris

Жители города встретили эту идею без особого восторга, она усложняет и без того не очень простую жизнь в городе.



Фото Ph. Cesare Peris

Венецианцы болезненно относятся к явным проявлениям неуважения к их любимому городу. Подобный «натюрморт» вызовет понятную реакцию...  Campo S. Giacomo di Rialto  и статуя XVI, явно не место для подобного «творчества»



Фото Marco Gasparinetti

Уборка города требует значительных усилий и надо отдать должное компании VERITAS, она со своей задачей справляется успешно.

Если подходить к «мусорной проблеме» в Венеции с общепринятых на материке позиций, то город  должен был давно  утонуть в мусоре. Но этого не происходит.

Город на материке, в случае необходимости, может организовать место для вывоза городского мусора, мусорный полигон за пределами городской черты. Проблемы с экологией будут возникать и решаться, с разной степенью успешности, потом. В Венеции  такой возможности нет, Венеция остров. Судьба небольших островов - государств превративших значительную часть своей территории в мусорную свалку известна.

В Венеции есть интересный опыт использования городских отходов. Как продолжение острова Giudecca, соединенный с ним мостом Lavraneri  в 60е годы появился искусственный остров Sacca Fisola. Современный городской район, с современными домами и инфраструктурой...и совершенно  без туристов, им там просто нечего делать



Sacca Fisola - Photo Joanbanjo.

При всем уважении к посещающим город туристам (30 миллионов в год), они оставляют в городе тонны мусора. Этот мусор собирается и вывозится на мусороперерабатывающие предприятия на материке ежедневно. В городе налажен раздельный сбор мусора, жители города знают по каким дням собирают картон, стекло или пластик.



Corte Minelli

Мусор собирается в мешки, грузится в специальные тачки -контейнеры,  экологические операторы (дворники по венециански) в условленное время подвозят их к причалу, где мусор принимают  самоходные баржи - мусоровозы. Подъемный механизм мусоровоза поднимает контейнер с мусором, в нужный момент дно контейнера раскрывается и происходит выгрузка. Этот процесс надо видеть, он так организован, что не хватает только музыки...



Выгрузка мусорного контейнера.

****

Так в пик туристического сезона выглядит главная торговая улица Венеции Merceria dell'Orologio , ведущая от моста Риальто к площади San Mapco.



Фото Pietro Alvise Gaggio



Mercerie dell'Orologio в 1947 году, тоже народу немало, но можно спокойно двигаться в двух направлениях. Сегодня в час пик это практически невозможно.

****

Еще одной немаловажной проблемой, на этот раз для туристов, туристов однодневок, не живущих в гостиницах, являются общественные туалеты...вы только не подумайте чего дурного, туалеты современные, чистые и т.д, просто в нужный момент вы их не всегда найдете. Их достаточно много, недавно еще несколько новых появилось. Один на спуске с моста Академия, у самого входа на  Rio terra Foscarini, другой, или другие на разных этажах обновленного немецкого подворья Palazzo dei Tedeski.

Действительно, в толпе на набережной Скьявони увидеть подобный указатель у себя под ногами совсем не просто. Так что эта, казалось бы «не проблема» может стать весьма реальной проблемой.



Не случайно в подворотнях и других укромных местах города можно увидеть, не всем понятного назначения. конструкцию, которую даже такой опытный и продвинутый путешественник как JuliusRou определил как место , где можно посидеть и покурить...



Называется эта конструкция Le Pissotte, назначение ее, я думаю, понятно...

****

Однако не будем о грустном, Венеция удивительный город и если отложить в сторону проблемы города на воде, которые так или иначе решаются, то сложно не признать, что:

«Венеция- это величайшее архитектурное чудо из всех существующих на земле», так считал  Ле Карбюзье, один из наиболее значимых архитекторов XX века.

***

Венеция и туристы. Часть I : https://sababor.livejournal.com/37942.html

"ОБРАТНАЯ СТОРОНА самого романтичного города" здесь: https://sababor.livejournal.com/24200.html

Венеция, Фотографии, Общество, Путешествия, Туризм

Previous post Next post
Up