Какое отношение к Арктике имеет автор, проживающий недалеко от экватора? То же, что и любой житель нашей маленькой планеты, все нервные узлы которой сосредоточены на двух противоположных полюсах. Но, кроме этого, есть несколько веских причин, которые связывают автора с этим регионом, с его болезненной чувствительностью к экологическому неблагополучию.
По роду профессии, автор, оказался у рукоятки нефтяной иглы, на которой столь удобно, всерьез и надолго, восседает страна. Именно в этом качестве, автор великолепно знает, чем обернулась эта кормушка для заполярья, и чем обернется для весьма хрупкого арктического региона.
Являясь одним из соавторов углеводородных буровых растворов (инвертных эмульсий на нефтяной основе), наиболее эффективных при первичном (при бурении) и вторичном вскрытии перфорацией, был вынужден каждую новую разработку сопровождать мероприятиями по экологической безопасности. Приоритет экологической безопасности для окружающего гидрофильного мира, требовал специализированных исследований безопасности при работе с подобными системами.
Но одно дело знать и понимать, и совсем другое воплощать эти знания в жизнь, тратить на это время, деньги из собственного кармана, тем более, что исполнителей мене всего беспокоит чья то безопасность и благополучие.
Перейду от общих фраз к конкретике.
Не для кого не секрет, что, начиная с 60-ых годов прошлого столетия, нефтяная индустрия безжалостно расправлялась с экологическим климатом регионов, которые оказывались в зоне внимания нефтяников и газовиков.
В 1963 году бригада наших изыскателей утопила свою самоходную лабораторию при съезде с плохо закрепленного парома. Водолаз, вызванный для закрепления буксировочного троса, вынырнул, и попросил записать номер машины, так как на дне скопились несколько подобных автомобилей.
В Ненецком автономном округе действовало жесткое правило, не въезжать повторно на проложенную машиной колею, чтоб не портить тонкий плодоносный покров ягеля, на восстановление которого уходят десятилетия. Этого правила никто не придерживался, и везде, где ступали мои коллеги, почва была искалечена глубокими колеями от шин и тракторных буксиров
Только с воздуха можно было оценить тот ущерб, который был нанесен природе не только Западной Сибири, но и украинскому чернозему нефтяниками.
Для тех, кто считает, что переживем и это наваждение.
Поколение преступников, охотников за баснословными прибылями и дачами на Лазурном берегу, безусловно двинутся осваивать Арктику, убежденные, что все как-нибудь благополучно обойдется. Для них, возможно и обойдется. Но внукам, правнукам и последующим поколениям во всех уголках мира это преступление выйдет боком.
Напомню тугодумам, что время на юге, и за полярным кругом, движется не одинаково. То, что природа способна восстановить через одно десятилетие на юге, навсегда погубит в Арктике. Вместе с арктической нефтью, будет распродаваться снежный и ледяной покров. По Северному Морскому пути можно будет пройти на флотилии Абрамовича и его друзей по цеху. Исчезнут олени и белые медведи, с которыми ассоциируется сегодня относительно здоровая Арктика.
Тем, для кого «Арктика наша», рекомендую заглянуть на многочисленные сайты об угрозах, которые несет Арктике цивилизация, в том виде, в котором мы ее видим сегодня. А следом, рекомендую экстраполировать это на традиционно российский экологический беспредел. Никакие законы, угрозы и обещания «предохраняться», ломаного гроша не стоят. Просто взгляните, на что делается замах и какие дивиденды застилают глаза современной коррупционной элите.
Катастрофа надвигается, так как новые технологии в области добычи нефти и повышения нефтеотдачи на эксплуатируемых месторождениях экономически нецелесообразны. Да и нет нужды в этом, когда под боком огромные территории неосвоенных залежей нефти и никто не бьет по рукам, когда появляется желание испытать более дешевые западные технологии.
Иосиф Хейфец