В зиване с подачи тамошних коммуняк зашла дискуссия о том, что такое деньги. Коммуняки начали с утверждения, что деньги никак нельзя считать долговыми расписками (I.O.U.). Что очевидно является чушью.
Но оказалось действительно интересно задуматься над вопросом, чьи это долговые расписки. Вроде, того, кто выпустил деньги, то есть банка, создавшего их из частично-обеспеченного кредита. Но если посмотреть с другой стороны, с идеи что деньги - это овеществленный труд, и соответственно долг - это обещание выдать некоторые количество труда, то чтобы инфляция была нулевой (а не отрицательной), количество денег должно расти в соответствии с производственными способностями. Если то же количество доступного полезного труда растет медленнее количества денег в обращении, получается инфляция.
Так что выходит, что деньги - это долговые расписки того, у кого есть производственные мощности (включая просто способность к некоему труду на чужом оборудовании). Чем больше у кого-то производственных мощностей, тем теоретически больше он может выпустить долговых расписок. Конечно, с учетом того, каков спрос на эти конкретные производственные мощности. Теоретически. Понятно, что практически все были бы рады выпустить этих расписок побольше, так что должны быть какие-то внешние ограничения. Если производственные мощности строятся в долг, то посредником в выпуске и заодно ограничителем, совершающим оценку полезности, является банк.
Но тут есть заковыки. Во-первых, банк выдает кредит (т.е. создает денег) на стоимость строительства, не на мощность производства. Во-вторых, что если производство финансируется акционерами, без банка? Ну, то есть, если акционеры пойдут и возьмут в кредит в банке, то все возвращается в исходную позицию. А если они финансируют из собственного уже имеющегося капитала? Откуда тогда в оборот войдут дополнительные деньги?
This entry was originally posted at
https://sab123.dreamwidth.org/546884.html. Please comment there using
OpenID.