5.5.1 Имущественное неравенство и экономический рост в Афинах
История античных Афин позволяет нам лучше понять, как имущественное неравенство влияет на экономический рост. Мы отмечали, что основным источником роста экономики Афин стал миграционный прирост населения, помноженный на монополии в денежной эмиссии и морской торговле. Однако миграция сама по себе не повышает уровень благосостояния граждан; а от монополий получают выгоду единицы. Для реального роста уровня жизни, который наблюдался в Афинах, необходимы либо рост производительности труда, либо накопление производительного капитала. Безусловно, производительность труда в Аттике росла вследствие роста специализации. Кроме того, концентрация однотипных производств на ограниченной территории облегчает обмен опытом и идеями. Даже небольшие технологические усовершенствования, накапливаясь, могут дать заметный прирост производительности. Тем не менее, накопление производительного капитала остаётся важным источником роста доходов среднего класса.
В Афинах для такого накопления были и возможности, и мотивы. Спецификой эпохи было то, что владельцы ремесленных мастерских или шахт не могли масштабировать свой бизнес, инвестируя в станки и оборудование - их ещё попросту не существовало. Основные возможности расширения производства заключались в покупке новых рабов. Благодаря рабовладению в Афинах развилась самая настоящая рыночная экономика. В отличие от аграрных деспотий Востока, где насилие применялось централизованно и, как следствие, решения о путях использования аккумулированного прибавочного продукта принимались единолично или узким кругом лиц, здесь эти полномочия распределились среди многочисленных граждан полиса. Граждане сами решали, выпуск каких товаров расширять, а каких сокращать, с кем и по каким ценам торговать. Рыночное «исследование перспектив» позволяло избегать волюнтаризма, по крайней мере, в отношении выбора направлений развития, и придавало устойчивость экономическому росту.
Почему предприниматели инвестировали прибавочный продукт в расширение бизнеса, а не потребляли его немедленно? Представляется, что основным мотивом к накоплению выступало имущественное неравенство. Правда, неравенство не само по себе, а должным образом продемонстрированное. Основным способом демонстрации превосходства в рыночной экономике служит потребление товаров престижной группы, и рост именно такого потребления отмечают античные историки. Таким образом, чтобы мотивация заработала, общество должно пройти через два этапа: на первом зарабатываются капиталы и растёт неравенство, на втором - накопленное неравенство выставляется на всеобщее обозрение через демонстративное потребление.
Строго говоря, зависть к чужому богатству вызывает стремление к обогащению, что не равнозначно стремлению к производительному накоплению. Пояснить отличие поможет нижеследующий график:
Мотивация к обогащению складывается из стремления к накоплению и стремления к перераспределению (куда относятся все операции, не связанные с созданием нового богатства: ссуды, рента, спекуляции, а также обман, хищения и насильственный отъём). В обществе с нулевым неравенством перераспределение бессмысленно, поэтому и мотивация к перераспределению равна нулю. При этом мы не можем быть уверены, что мотивация к обогащению отсутствует; реализовать её можно только через производительное накопление. Рост неравенства действует как мотивирующий фактор: одни больше работают, чтобы ощутить собственное превосходство, другие - чтобы не чувствовать себя уязвлёнными. Мотивация к накоплению растёт, вместе с ней ускоряется экономический рост. Однако по мере роста частных богатств накапливаются негативные эффекты. Сначала в гонке тщеславия солируют те, кто разбогател сильнее других, их расходы на предметы роскоши быстро растут. Следом демонстративное потребление проникает в поведенческие установки низших классов: будучи не в состоянии догнать нуворишей в доходах, они пытаются таким образом сохранить самооценку. Все их текущие доходы уходят на потребление, для производительного накопления средств уже не остаётся. Начинает доминировать перераспределительная мотивация: когда в обществе накоплены значительные богатства, выигрыш при сомнительных способах обогащения перевешивает связанные с ними риски. В свою очередь, по мере того, как насилие и обман становятся нормой ведения дел, растут риски уже при производительном накоплении, так что прослойка честных предпринимателей быстро сокращается. Таким образом, рыночные экономики, неравенство в которых самопроизвольно может только увеличиваться, проходят через пик темпов экономического роста, приходящийся на определенный уровень неравенства. Их главная проблема в том, что они не могут остаться в этой точке и продолжают смещаться в область высокого неравенства, где экономический рост постепенно переходит в застой. Это означает, что реформы, направленные на снижение неравенства, могут быть эффективны только в начале цикла, до того, как мотивацию к накоплению заместит стремление к перераспределению и немедленному обогащению. После падения общественной морали уравнительные реформы эффекта не дадут.
Разрушительное влияние неравенства на единство общества и его мораль было отмечено уже в античности. Платон, сочиняя "Законы", полагал, что должно допустить увеличение собственности до известного предела, а именно: никому из граждан не должно быть дозволено приобретать собственность, превосходящую более чем в пять раз наименьшую существующую собственность. В 355 г. Ксенофонт неравенством объяснял причины войн между государствами: «Нищета большинства вынуждает нас проявлять не уважение, а агрессивность в отношениях с другими государствами». Аристотель в своей «Политике» пишет: «Величайшие преступления совершаются из-за стремления к избытку, а не к предметам первой необходимости».
В IV веке до н.э. попытки реформ в Афинах совершенно справедливо начинались уже не с выравнивания доходов, а с исправления общественной морали. Один из лидеров демократической партии Ликург, в течение 12 лет управлявший финансами Афин (338-326 до н. э.), будучи хорошим оратором, добился принятия законов против роскоши, а своей личной целью сделал предание суду всех казнокрадов. Из жизни полиса старательно изгонялось все, что могло напомнить о разнице между богачами и бедняками. С этим согласуется и сам образ жизни Ликурга - подчеркнутая суровость и непритязательность. Ликург был из богатой семьи, но «он зимой и летом носил один и тот же гиматий, а обувь надевал только в те дни, когда это непременно требовалось» (Псевдо-Плутарх. Жизнеописания 10 ораторов). Ликург провел закон, по которому «ни одна женщина не должна ездить на Элевсинские мистерии на колеснице, чтобы женщины из простонародья не были унижены богатыми». Но его собственная жена нарушила закон, и Ликург был вынужден уплатить штраф в 6 тысяч драхм.
Свобода предпринимательства в рыночно ориентированных экономиках имеет нежелательное для демократии следствие: со временем интересы и политический вес различных групп в обществе начинают существенно расходиться. Несмотря на сложные институты согласования, которые мы видим в афинской демократии, устойчивость политической системы Афин была невысока. Именно поэтому Афины, так же как и множество других демократических полисов, не смогли избежать тирании. Если бы не Спарта, не побоявшаяся вмешиваться во внутренние дела греческих полисов, неизвестно, смогли бы граждане Афин избавиться от своих тиранов, и не скатилась ли траектория развития Афин к банальной монархии.
Это приводит нас к мысли, что, возможно, содружество государств с разными политическими системами, полезно взаимодействующих и дополняющих друг друга, будут эффективнее любого, даже самого лучшего государственного устройства.
5.5.2 Завершение большого цикла античной Греции
Тем временем Древняя Греция неумолимо входила в кризисную фазу большого цикла. За исключением Спарты, не было почти ни одного греческого государства, которое в период от начала Пелопоннесской войны до Александра не было бы потрясено внутренними переворотами. При этом почти каждая такая революция завершалась изгнанием побежденной партии, и часто в изгнание уходили сотни людей. Имущество изгнанных обычно конфисковалось и продавалось в пользу государственной казны или делилось между победителями. А где не доходило до политического переворота, там политические процессы давали господствующей партии средство изгонять из отечества ее противников, причем суд неизменно постановлял конфисковать их имущество; большей частью целью служила именно конфискация имущества, а обвинение в государственной измене или утайке общественных денег являлось лишь поводом к ней. Греция наполнилась бездомными беглецами, - по большей части образованными людьми, которые некогда жили в богатстве или по крайней мере в довольстве, а теперь терпели крайнюю нужду. Все они жили надеждой на возвращение в отечество и на восстановление своих имущественных прав; но осуществление этих надежд законным путем было невозможно. Поэтому изгнанники постоянно и всеми средствами старались вызвать насильственный переворот, хотя бы для этого пришлось выдать отечество врагу. Если им удавалось вернуться, они, конечно, расплачивались со своими противниками той же монетой; теперь последние уходили в изгнание, и хотя роли менялись, суть дела оставалась та же.
Пользуясь своей властью, народ в демократических государствах старался не отставать от богачей в потреблении. Главным образом это выражалось в том, чтобы пировать и развлекаться на общественный счет. Афины, которые оставались крупнейшим портом и центром оптовой торговли, собирали достаточно налогов, чтобы финансировать все расходы на содержание демократии в мирное время. Но траты постоянно росли: со временем перешли к раздаче гражданам денег во время празднеств, все более повышая первоначальную норму, равную одной драхме на человека. Ко временам Филиппа и Александра эти траты сделались главной язвой афинских финансов; они поглощали все остатки и делали государство неспособным к энергичному ведению войны. Все попытки искоренить это зло долго оставались бесплодными; даже суд в Афинах иногда переставал функционировать, так как не хватало денег на уплату жалованья присяжным. Такое положение вещей пагубно отражалось на военных операциях; полководцев часто посылали на войну без гроша денег, да и позднее крайне скупо снабжали их деньгами, и они должны были сами изыскивать необходимые средства на содержание своих войск. Поэтому им по необходимости приходилось кормить войну войною. Результатом было, конечно, угнетение союзников и обложение контрибуциями нейтральных общин; афинские стратеги забирали в плен всякое судно, которое не заплатило им за защиту. О систематическом осуществлении плана экспедиции при таких условиях часто нельзя было и думать; полководцы вели свое войско туда, где могли надеяться легче всего прокормить его. Эти финансовые затруднения являются главной причиной неуспешности афинских военных действий со времени окончания Пелопоннесской войны, и ничто не сделало имя Афин в такой степени ненавистным в Греции, как беспрестанные вымогательства, обусловливаемые этой системой.
С упадком экономики выросла безработица. В то время как рабы массами ввозились в Грецию для работы на фабриках, в рудниках и поместьях - десятки тысяч сынов Эллады уходили служить на чужбину. Количество людей, готовых идти в наемники, было в эту эпоху в Греции, казалось, почти неисчерпаемо. А кто раз вкусил наемнической жизни, тот обыкновенно потерян для мирного труда. Тысячи погибали на чужбине, а кто возвращался на родину, тот большей частью снова принимался за ремесло искателя приключений, лишь только заработок, принесенный им со службы, истощался. Греция была полна шайками таких бродячих наемников, готовых продать себя всякому, кто хорошо заплатит, и постоянно грозивших общественной безопасности; и из года в год это зло обострялось.
Таким образом, куда бы ни обратился взор, на востоке, как и на западе, греческий мир представлял печальную картину политического разложения. Нация, которая совсем недавно была примером для всего мира, тратила все свои силы на внутреннюю борьбу.
В части по Древней Греции использована литература:
Крадин Н.Н. Кочевники Евразии - Алматы: Дайк-Пресс, 2007
Хаммонд Н. История Древней Греции - М.: Центрполиграф, 2008
Белох Юлиус Греческая история в 2 т. - М.: Гос. публ. ист. б-ка России, 2009
Печатнова Л. Г. История Спарты (период архаики и классики) - СПб.: Гуманитарная Академия, 2001.
Маринович Л. П. Античная и современная демократия: новые подходы к сопоставлению - М.: КДУ, 2007
Плутарх Сравнительные жизнеописания
Аристотель Политика
Аристотель Афинская полития
6.1 Определимся с понятиями: капитализм