Елец - Таганрог - Геленджик на майские

May 23, 2021 13:59

уже вторые майские праздники, в которые никуда не уехать из россии. в прошлом году помню, как мы были счастливы, что могли в ковидлокарантин доехать хотя бы до валдая, где удачно изучили валдайскую тропу в одиночестве, насладились свободными стоянками.
в эти майские никуда билеты заранее не покупали, хотя в турцию я бы с удовольствием сгонял бы опять , на новый год очень хорошо съездили.
по россии выбор небольшой, куда можно отправиться в начале весны. дашка всё смотрела в сторону байкала, но мне в межсезонье не хотелось туда ехать, ни то ни сё: ни льда на байкале не посмотреть, ни по горам не погулять с рюкзаком - холодно ещё. рассматривал башкирию, но судя по фоткам там в мае ещё голо и снег лежит местами,  не очень-то живописно в такую холодень на природе находиться. так что одно направление - на юг.
была ещё шальная мысль поехать в недострану абхазию. но в интернете про поездки туда много негатива и стрёмного опыта. один персонаж из жж поехал туда в эти майские в составе велогруппы, и у них украли велосипеды. так что речи о том, чтобы оставить машину и пойти погулять по горам в этой враждебной местности вообще речи не идёт.
за зиму я ооочень соскучился по долгой автопоездке, когда сидишь 2 дня в машине, лениво перевариваешь впечатления от поездки и стоишь планы на лето. так что просто отправились на юг, имея первой остановкой Елец.
опять могу написать, что дорога далась нам нелегко - через день езды как-то реально подутомились. пока я ехал, всё думал, а в чём удовольствие езды далеко именно на машине? едь мы в одну точку, скажем, в геленджик, уже и дешевле. и быстрее, и проще было бы полететь туда на самолёте и взять машину в прокат там. после опыта проката в турции я перестал бояться, что на прокатной машине будет не так удобно, непривычно... всё равно запоминаешь то, что видишь, а не на чём едешь. а вот платные дороги добавляют раздражения, на всю поездку на них пришлось 6000 рублей, не фигня. знакомые в это же время летели в краснодар на самолёте, так у них билет туда-обратно стоил эти деньги. я как-то прикидывал цену езды километра на машине, учёл: бензин, масло, шины, ежегодное техобслуживание. вышло порядка 4-5 рублей, сравнимо со стоимостью дешёвого самолёта на такое же расстояние..
теперь о ельце. (ещё один пример беглой гласной для дибилов, которые говорят "брелоки".) елец понравился бы гораздо больше, будь там отличные места для еды. с едой там довольно всё уныло, хотя если привести город в порядок, будет отличная туристическая достопримечательность, не хуже выборга (который тоже если привести в порядок). ну и движение существенно замедлить, местные колхозники гоняют по городу на непозволительных скоростях.

в ельце вздумали сходить на местную достопримечательность, меловые скалы. взяли рюкзачки, пошли. и ста метров не прошли по тропинке в траве, как случайно увидели, что ноги внизу облеплены клещами как репейником. их реально было с десяток. взяв произвольную сухую травинку, я нашёл там 5 клещей, сидящих лапами наружу. просто жесть, выскочили как ошпаренные.
в силу этих обстоятельств накрылся план поехать в дивногорье и там погулять по холмам, подождём до более жаркого и сухого сезона.
следующей остановкой был таганрог. в этом районе целый куст исторических поселений: таганрог, азов, старочеркасск.
таганрог - очень милый город, зелёный, с густой исторической застройкой, хорошими кофишками и едальнями. с удовольствием провели там 2 дня. а вот в музеи не сходили. в такие тёплые солнечные дни совершенно неохота идти в музей, оставлю музейную программу на осень, надеюсь приедем сюда на самолёте и изучим все музейчики.

читал историю таганрога и удивлялся, какая раньше, в царское время, была великая страна россия. был сорт пшеницы "таганрог", который италия покупала только у нас, из него макароны считались самыми лучшими. это была международно известная марка, пшеница сорта "таганрог".
из таганрога решили двинуться в геленджик и гулять по местным горам. на maps.me все близлежащие горы усеяны иконками водопадов. накануне поездки я купил свой первый походный рюкзак, Снаряжение Онега (русский, разумеется). лелеял мысль сходить в тестовый двухдневный походик, переночевать на природе. но как-то не сложилось. погуляли недельку в окрестностях геленджика и следующих за ним посёлков. горы здесь приятные для походов, невысокие и плавные, я бы с удовольствием сходил тут с рюкзаком.
берега в районе геленджика очень красивы.

а вот что неприятно удивило, так что горы прибитого мусора. везде где нам довелось идти берегом, мы шли как по помойке. прибоем выбрасывает на берег тьму бутылок, шлёпанцев, всякого другого сора.
слово этого региона - щель. я можно сказать коллекционирую  такие местные слова для разных топологических явлений. щель - это промоина в гористом берегу, овраг, открывающийся к морю. скажем, на ладоге/онеге есть луда (плоский, низенький каменный островок), в казахстане на мангышлаке был чинк - крутой гористый обрыв, очень-очень длинный, как стена гигантскоой крепости. ещё где-то видел подобные назавания. вот в нижнем новгороде съезды к волге с высокого берега называются съездами, а в саратове - взвозами.
что касается цен, я бы не сказал, что они высокие. есть предложения на любой бюджет. той же турции, насколько я могу судить, наш берег уступает только в исторических памятниках: нет столько античных руин и старинных городков.