национальный парк "орловское полесье" и орёл

Oct 07, 2020 22:07


на лодке сплавали, пешком в поход сходили, хотелось завершить лето велопоходом. эстония закрыта, хотя столько планов было на неё, ну да мы не самые обломавшиеся, в белоруссию попасть можно, но хлопотно - надо покупать путёвку в санаторий, будто бы едешь на лечение. это выходит в 10 тр. хотя за эти деньги можно жить в оплаченном санатории, неудобств доставляют неоходимые справки о незаразности ковидлой. решили махнуть пока на это рукой и не ломиться в закрытую дверь. посмотрев прогнозы погоды на 10 дней по разным направлениям, остановился на орловской области - больше недели ясных дней, ранняя осень - достаточные условия для отличной поездки, тем более в этих краях, кроме смоленского поозёрья, мы ещё не были.
дорога до туда хоть и длинная - 1100 км - но проезжается очень легко, можно успеть за один день, если выехать часов в 10 утра. самое проблемное место - мкад - где можно потерять до 3 часов. по новому шоссе до москвы доезжаешь как на лифте, от москвы до тулы прежняя скоростная дорога "крым" через украину, сейчас мало используемые шесть полос, а от тулы уже рукой подать и до парка.
информации о национальном парке "орловское полесье" в интернете почти нет. жителями ближайших орла и брянска он используется как популярное место для пикника выходного дня, благо там много оборудованных стоянок с дровами. а вот прогулочная составляющая парка недокументирована никак. есть условная схема с местами стоянок, но на maps.me они не нанесены, как и многочисленные лесные дорожки. я сам решил наносить новые тропинки на карту, попробовал уже несколько. стоянок довольно много, и все они очень опрятны: есть деревянная мебель, мусорные баки, щедро навалено дров.
как и все национальные парки, он условно платный. визит-центр до сих пор закрыт по причине карантина, и билеты продают инспекторы, периодически объезжающие места стоянок.
наш распорядок дня был таков: часов в 12 мы уезжали обследовать местность и возвращались лишь к сумеркам, часам к 7. потом разжигали костёр и грелись у огня до полуночи, дров заготовлено очень много, жгли от души - ночью температура падала с 20 градусов до 8-10.


испробовал кстати новинку - пилу "бобёр" (конечно, русской марки). одного топора маловато для комфортного лагеря. среди заготовленных дров было много длинных обрубков, которые пилой и топором легко превратил в аккуратные чурки.
с таким распорядком дня нам ни разу не удалось встретить инспектора. а мы очень хотели заплатить, так как хорошие чистые места, много дров, хотелось поддержать начинание и пополнить собою статистику.
и вот, в последний пятый день вдруг звонят на мой номер из полиции, говорят лесничий уже несколько дней видит машину, а людей нет, и заволновался, не потерялись ли мы. на стоянке нас ждала только что подъехавшая машина гибдд с лесничим (видимо, просто полицейской не нашлось свободной), чтоб засвидетельствовать наше благополучие (!!!). вот так вот хорошо работает система. денег, однако, у нас лесничий так и не взял, сказал, что этим занимаются другие сотрудники.
чтобы лучше проникнуться литературным духом орловского полесья, я все эти дни читал у костра "записки охотника" тургенева, как раз про эти места. на чтение было много времени, с 7 и до 12, пока мы грелись в темноте у обильного костра. как и местечковые краеведческие музечики, литература с привязкой к местности трогает душу гораздо глубже.
погода стояла прекрасная, солнечная и безоблачная, тёплая ранняя осень, многочисленные лесные дорожки - мы не знали, что приятнее: гулять по ним пешком или кататься на велосипедах. на карту нанесены были только основные автомобильные дороги, поэтому мы действовали так: ехали до первого отворота в лес, потом по нему, отмечая на карте все развилки. возвращались к ним и исследовали ответвляющиеся тропинки.


таким образом накатали-находили 250 километров. но чувствую, что велики очень подводят. я бы мог придумать хороший велопоходец по этому району, но наши велики подходят только для ровной и лёгкой дороги. даже в том идеально смазанном и отрегулированном состоянии, в котором они сейчас, песчаные лесные дорожки давались с усилием, а дальше вообще начинаются холмистости, которые им не под силу. уже решительно настроен этой зимой купить нам нормальные туристические велосипеды, с другой посадкой. но и без длинного велопохода мы прекрасно провели 5 дней, походить там есть очень много где.
нагулявшись по природе, решили заехать в орёл. с ним мы несколько ошиблись с ожиданиями. я бы выделил два настроения для посещения городка: просто развется от длительного пребывания на природе, поверхностно погулять денёк по главным красивейшим улицам и отбыть. или же целенаправленно изучать его, осмотреть второстепенные достопримечательности, посетить музеи - проникнуться местом до конца. и мы на самом деле хотели первого, а вынужденно занялись вторым. полудня для свежести нам вполне хватило бы на орёл, но, понимая, что в такой скучный город второй раз мы вряд ли приедем, стали лениво ковырять его вглубь.
живого интереса орёл не вызывает: крайне скудная историческая застройка, уцелевшая после войны, неуютные улицы. ситуацию спасали очень хорошие едальни, как с едой, так и с кофе. мы только и ходили что от кофишки к кофишке. ещё интересна редеющая частная деревянная застройка в отдельном районе городе. но её так мало и она так жидка, что на целостное впечатление не тянет.
орёл позиционируется как литературный город, больше всех педалируются тургенев и лесков (а по сути только и они). но их музеи выглядят вымученными, "с экскурсоводом интереснее". такой протокольный музей с личным письменным столом и стулом, жёлтым письмом и портретом. без экскурсии вообще тоска смертная, никаких текстов и комментариев нигде нет, такой типичный жадный до информации подход. на музей орловских литераторов я потратил меньше 10 минут, мне было очень неловко за такую бессмысленную экспозицию. порадовал только лишь краеведческий музей, ради которого мы сидели в городе весь понедельник. там был аудиогид, который можно слушать в своём темпе, и много залов.

пешком, поездочка, на великах

Previous post Next post
Up