сгоняли потупить на июньский праздник в финку в национальный парк реповеси.
хотя нам финка до сих пор не слишком нравится по сравнению с эстонией - и слишком дорогая для жилья и еды, и слишком холмистая для наших великов, и в целом не настолько душевная, как уютная эстония, надо поизучать её подробнее. основная идея поездки была испробовать дом-прицеп. мы взяли самый простенький, свиду он даже может показаться крошечным, но мне кажется, это наиболее оптимальный размер для передвижной палатки, не хватает только микродушика и туалетика.
в нём мы провели 4 ночи, и по ощущениям это намного комфортнее, даже не сравнится, с ночёвкой в палатке. начиная с того, что в национальном парке мы, как и другие люди, встали просто на стоянке машину в лесу и там и жили. в то время как ближайшие места предназначенные для палаток - в лесу в километрах пути. был вариант с платным кемпингом за 25 евро, но он был ровно такой же скученный, как и наша стоянка, только стоишь среди других таких же домиков, ну и розетку дают с электричеством. а розетка нам не особо и нужна была - аккумулятора хватало на подачу воды и освещения, а телефоны мы заряжали ночью в машине. даже удобно, что место было немного неухоженное, тк в этом прицепе вода сливается напрямую через катетер под днище, и в цивилизованном платном кемпинге это было бы не совсем уместно.
единственное, что не хватает туалетика и душика для большей автономности в городах. если загородом в тубзик можно сходить наружу (а на стоянке был кстати нормальный чистелький тубзик), то на остановке в городе уже никак. в городке куовола мы тоже встали на большом паркинге у кустов и очень комфортно провели ночь. при этом единственные две гостихи в городке стоили по 9000+ рублей, а поесть кроме кебабной пиццы после 7 вечера было и негде.
в целом именно для финки, где дорогое жильё, беда с едой и чисто природные развлечения такой прицеп нахожу оптимальным. для эстонии, где всё гораздо дешевле, проще и компактнее, может и нет особого смысла.
прицеп весил 600 кг, расход поначалу подпрыгнул с обычных 6.5 до пугающих 11-12 литров, на 80 км/ч по волнистым финским дорогам упал до 10, а по ровной дороге у нас и вовсе до божеских 9 литров. комфортная скорость для езды с ним 80-90 кмч.
для двоих такая компоновка очень вполне просторна, места как в сдвоенном купе. единственно нам очень не хватало 220в или хотя бы 12в розетки в прицепе. хотя аккумулятор и был (даже два), он питает светодиодное освещение и водяной насосик для раковины. во внешнем кармане прицепа есть переносная канистра 20 литров, из которой вода перекачивается в раковину, а выливается без всяких накопителей прямо под прицеп. в этом заметный минус, что в городе, на открытом асфальтовом месте не поползоваться удобно водой, тк сразу обрзуется заметная лужа под прицепом. на грунтовой стоянке же это не проблема (для нас, не знаю, как для финнов). ещё удобна по сравнению с палаткой возможность жить без комаров. в лесу их была не то что тьмя как в архангельской области, но куча. и случайно залетев внутрь, они лишали всякого сна.
так что мы выкуривали их спиральками. раньше мне казалось, что эффективность их близка к нулю, а в закрытом пространстве нормально так работают, надо только гасить их после минут 20 работы, а то воняют.
дорога туда не сказать чтобы легко далась -на одном дыхании долететь до финки не получилось, вечерний перекус был уже в выборге. ночью пилить сил не было, легли спать в замеченном с прошлой поездки в выборг местечке на берегу, и к границе подошли под утро.
следующий день не задался с самого начала: придя в кофишку на завтрак, обнаружили её закрытой до полудня,а мерзкие людишки не пустили нас на 15 минут пораньше, поехали в чайную ложку - а она на ремонте. на самая гадость случилась на границе - после беглого осмотра машины злорадный финский мент сказал, что есть две проблемки, показывая два найденных балончика (третий, гад, не нашёл, хахаха). я и думать забыл про них, даже в голову не пришло их спрятать как-то, сколько раз ездили, ни разу никто даже не смотрел в их сторону. а тут доебались, штраф пошли оформлять, по 50 евро за баллончик. пока мы сидели ждали, привели ещё одного мужичка с регистратором-радардетектором, ему тоже сотню впаяли и устройство отобрали. (тут видна вся гнилая сущность нашей власти, которая усиленно борется с доступностью информации и проявлением народной воли, но совершенно не запрещает антирадары, провоцирующие нарушения). но фины не были бы финами, если бы их мудачество на этом закончилось. наши несколько попыток оплатить этот ебучий штраф провалились - в городке куовола оба банка сказали не принимают наличные платежи, в полицеском участке напиздели, что оплатить можно прямо на границе, а там оказалось что нельзя. как я рад, что мы скинуле бремя финской визы.
сам парк оказался кстати не слишком-то и большим, натурально таки парк. 40 километрами маршрута мы его опутали со всех сторон, по рельефу похож на район озера ястребиного в приозерске, где мы гуляли пешком. на пару дней сгонять походить действительно стоящее место, но слишком окультуренное.
местами больше напоминает монрепо, чем кусок настоящей природы.
гугл кстати подвёл второй раз. первый раз он отправил нас через несуществующий пункт пропуска на границе в казахстане, а сейчас позорно завёл в натурально лесные глохнущие тропинки вместо очевидного асфальтового пути. обратно строили маршрут уже в ручном режиме.
находившись, поехали в достопримечательность Верла - столетняя картонная фабрика.
типа музеефицированной сланцевой шахты кохтла-нымме, только про производство картона. все станки станки на месте, можно увидеть весь процесс производства картона из реповесского леса, очень интересное место, одно из немногих финских юнеско-мест. через 200 лет и эстонская шахта станет мировым достоянием, а от красного треугольника останется разве что название автобусной остановки.
на обратном пути, на границе, очень удивился новому обозначению населённого пункта в россии.