Открыть свой журнал хочу с темы, к которой был причастен всю сознательную жизнь.
Непосредственный толчок к этому я получил,прочитав посты К.Кнопа
http://knop.livejournal.com/13226.html#cutid1 http://knop.livejournal.com/13873.html#cutid1
1. О себе. Начал дополнительно заниматься математикой с пятого класса. С 7-го - постоянный чемпион области (Луганской). Высшие результаты: 2 место на Украине, 3 на Всесоюзной (кстати, в приемной комиссии мехмата МГУ никакой положительной реакции эти грамоты не вызвали - было это в 1968). В студенческих олимпиадах поучаствовать не успел (первую проводил, кажется, Арнольд, когда я был на 4 курсе). С 1976 по 2000-й работал и проводил студ. олимпиады в Новосибирском институте инженеров железнодорожного транспорта. Результат - сборник «Избранные задачи математических олимпиад для ВТУЗов» (около 1000 задач). К сожалению, способа издать его в бумажном виде не нашел (то есть не нашел организации, под чьей бы эгидой…).
2. О роли Наставника. Мой школьный учитель взялся за меня с 5 класса и прежде всего обеспечивал задачами для решения в большом количестве. Затем был Лев Михайлович Лоповок и его вечерняя школа для продвинутых школьников при Луганском пединституте. Без участия этих людей я, возможно, не стал бы математиком. Ясно, что настоящих педагогов на свете вообще меньше, чем тех, кто в них нуждается, и поэтому проблему борьбы физиков, лириков и математиков за неокрепший разум не считаю актуальной. Настоящие учителя такую борьбу и не устроят. Кстати, вплоть до областного уровня я тогда брал призовые места по всем предметам вплоть до географии, но твердо считал себя математиком.
3. Что мне дали школьные олимпиады. Прежде всего - нагрузку на мозги, какой школа дать не могла. Поездки за государственный счет в интереснейшие в таком возрасте города: Киев, Харьков, Одесса, Ленинград, Тбилиси и общение там с братьями по крови. Следствие - ранняя определенность с выбором: Москва, мехмат. Не знаю, что сейчас осталось от той системы. Вблизи себя я вижу только Летнюю школу при НГУ (впрочем, со школьниками я практически не занимался). (В скобках. Может быть, я хорошо отношусь к системе олимпиад именно потому, что был в ней не из последних?)
4. Я не очень понял тезис о том, что полвека назад формат задач школьных олимпиад радикально изменился. Моя настольная с детских лет книга «Московские математические олимпиады» этого не демонстрирует. Обычный формат школьной олимпиады: 5-6 «накрученных» задач мне кажется жестоким по отношению к большинству участников, присланных для галочки. В вузах чаще используют другой: 10-15 максимально разнообразных задач, причем две первые легко решаются почти каждым (и очень желательно, чтобы они имели легкую забавную формулировку). Значительно подробнее я разбираю эти вопросы в упомянутой выше рукописи и в статье «Что такое олимпиадная задача?» (Проблемы математического образования и матем. модели. Сб. науч. трудов. УрГЭУ, Екатеринбург, 2000).
5. Что касается системы «круглогодичного натаскивания», так я еще слышал, что натаскиватели иногда еще и задачи для олимпиад составляют (знаю только по слухам, так что никаких имен и примеров). Ясно, что ничего хорошего о таких людях я сказать не могу. Хочу верить, что олимпиада - святое, и результат всегда не только честный, но и никаких ОФИЦИАЛЬНЫХ последствий для того же наставника не влечет. Так, по крайней мере, должно быть.
6. Практически полностью присоединяюсь к высказываниям fdo_eq,
http://62.205.161.162/x/_-0?Msg?CreCh1&600&36334 http://62.205.161.162/x/_-0?Msg?CreCh1&600&36352 избавляющим меня от необходимости говорить подробнее.