Поступление в ВУЗ в Европе

Jul 23, 2015 20:25

Недавно в посте у Яны Франк (miumau) я предложила одной читательнице рассказать о моем опыте поступления в европейский ВУЗ (несколько недель назад я выпустилась с дипломом иллюстратора в Голландии). После этого мне написали несколько человек с вопросами, так что я решила выложить свои ответы сюда - вдруг еще кому пригодится.

Я постараюсь ответить по пунктам. Многое, конечно, детально уже не вспомню (четыре года прошло, все же), но постараюсь. Кстати, про обучение я раньше немного писала в своем жж, смотрите по тегу "учеба". Там не много и все про иллюстраторское, но возможно, составите себе какое-то представление.

1. сложно ли поступать, какие экзамены, чем отличаются от наших

Тут нужно начать с бюрократии.
Про визу: в моем случае у меня был какой-то очень удачный тип визы, который разрешал мне поступать наравне с европейскими студентами и платить за учебу по местным тарифам (для студентов со статусом "иностранных" оплата в разы выше). Так что нужно проверить в каком вузе сколько просят, в каком статусе вы в стране и что и как вы можете оплачивать. В Голландии есть организация, к которой любой абитуриент должен обратиться перед поступлением (иначе тут не бывает) - там мне и объяснили все про визу, статус, цены и прочее. Очень полезное место, в общем.

Если вы все же поступаете как иностранец, то опять же нужно посравнивать цены на вашу специальность между вузами. В моем, на момент поступления, иллюстрация стоила восемь тысяч в год (сейчас, кажется, уже 10), но в Гааге, к примеру, есть универ, в котором образование стоит около шести (правда на граф дизайне, иллюстрации там нет).

Поступать мне было не очень сложно (по крайней мере в Роттердаме и Утрехте, куда я подавала документы). Правда все же нужно знать специфику, и вообще знать, что от абитуриентов ожидают в конкретном месте. Иначе получится забавно :) К примеру, я, за год до поступления в мой универ, пыталась поступить (еще из Москвы) на файн артс в Амстердаме, в место с ультрасовременными взглядами на искусство. Я же до этого отучилась в Москве в месте с ультратрадиционными взглядами. Вот представьте себе их удивление, когда они увидели мое портфолио с натюрмортами и натурой, написанными маслом :) :) Не удивительно, что мне тогда в поступлении отказали.

Чтобы избежать такого очень настоятельно рекомендую приехать в страну (если вы еще там не живете) и походить по открытым дням во все места, которые вам нравятся. В такие дни студенты выставляют свои работы и вы можете понять, нравится вам то, что вы видите, или нет. Главное, в такие дни многие универы устраивают консультации по портфолио: преподаватели садятся за столы, абитуриенты подходят к ним и показывают все, что у них есть. На каждого - примерно по 10 минут (кстати, это очень мало, так что нужно подготовиться заранее и все отрепетировать, чтобы потом кратко и четко описать свои идеи. И возможные вопросы заранее обдумать). Советы могут быть неожиданные, поэтому могут открыть вам глаза на какие-то конкретные условия/ожидания универа. Здесь главное - слушать внимательно. Я бы еще посоветовала попросить преподавателя не жалеть вас и не быть сильно вежливым - если есть проблема, пусть озвучит ее прямо, а не ходит вокруг да около. А-то есть у них такая черта - осторожничать, чтобы не обидеть. Проблема с этим в том, что в итоге все очень мутно, и не очень понятно, над чем конкретно работать дальше и в первую очередь. Но для этого, конечно, надо эмоционально быть готовым к суровой критике.

Так же мне очень помогло, что я была на открытых днях не один, а все три раза в году. Таким образом в первый раз я просто посмотрела, что за место, какие у них программы и что делают студенты. Ну и получила порцию советов по портфолио (они, кстати, еще могут посоветовать идти на другую специальности, если ваше портфолио туда больше подходит). Еще стоит не игнорировать такие повседневные детали как время на дорогу (вам потом туда четыре года ездить, все-таки), само здание, наличие в нем аппаратуры, станков и всего того, с чем можно играться, учиться и экспериментировать. Оценить, так сказать, атмосферу.

Во второй раз с новым портфолио - опять на консультацию уже только в те вузы, которые точно понравились. Стоит еще поболтать со студентами (там обычно просят студентов показать работы и поболтаться на открытом дне чтобы пообщаться с народом), порасспрашивать что нравится и что не нравится. Иногда можно и преподавателей отловить, если повезет, и с ними поболтать, спросить о том, как себя университет позиционирует, каких студентов старается выпустить - очень познавательно. Иногда можно еще и портфолио еще раз засветить, под разговор :)

И вообще, в целом полезно знать, что вы сами хотите, что вы ищете и в чем можете (или не можете) пойти на компромисс. К примеру, я изначально искала более классическое место, где меня научат работать над концептами и применять мои уже немного развитые технические (живописные) навыки. В итоге я откинула всяческие мысли о сохранении живописи в работах, потому что научиться мыслить концептуально было для меня важнее.

Про поступление: в общем процедура у нас была довольно прямолинейная. С самого начала вам надо связаться с учебной организацией, которую я упоминала выше (ну или с самим универом, зависит от того, как это в конкретно вашей стране работает) и выяснить, что вам нужно сделать, чтобы вам засчитали ваше предыдущее образование. Иногда нужно сдать дополнительные тесты. В моем случае все было просто, но муторно: была какая-то процедура верификации, куча бумажек, подписей, контактов, анкет, переводов, нотариусов и ожиданий, - в общем обычная бюрократия, но в итоге все подтвердили.

В универе все, что требовалось, - это показать портфолио. Было два этапа: первый - общий отборочный. Я не помню, нужно ли было прислать портфолио, или можно было показать и рассказать лично. Если ваше портфолио проходит на второй тур, то вам назначают встречу (кажется 20 минут это длится), вы встречаетесь с комиссией (у меня было два человека), рассказываете о своих работах, они задают вам разные вопросы. Через какое-то время вас ставят в известность прошли вы или нет.

2. как отличается преподавание рисования от российского

Очень сильно отличается. Я училась на иллюстрации четыре года, из них рисунок у нас велся полтора, живопись вообще пол года. И все это было не столько на технику, сколько на оригинальность. К примеру, если мы рисовали натуру, то могли это делать нестандартными материалами (скотчем, к примеру). Вообще образование здесь построено вокруг концепта, а не вокруг техники. К технике тут вообще подход такой - если тебе для твоего концепта нужно научиться какой-то технике - гугл тебе в помощь :) Это, конечно, немного утрировано, но в целом подход именно такой. Здесь есть дополнительные классы по рисованию натуры, по шелкографии, по каллиграфии, и чтобы этому научиться нужно проявить собственную инициативу и записаться на них. Проблема только в том, что они длятся максимум пол года, дают некоторую вводную базу, а потом от вас ожидается, что если вам это нравится, то вы продолжите сами, находя информацию самостоятельно - в книгах, в ютюбе, на специальных образовательных сайтах (типа курсеры) и так далее. Точно так же вводно тут объясняют, например, HTML или 3D программы. Так что если вы хотите конкретно учиться, скажем, рисовать портреты маслом, то вам нужно искать очень конкретное место, в котором именно этому учат.

Мне как раз этот их подход был в самый раз, потому что у меня уже было, какое-никакое, прежнее образование, и я в этих делах была сильно продвинутее однокурсников. Мне нужно было научится мыслить шире, экспериментировать и придумывать концепты глубже, чем "сегодня я нарисую красивую кошечку, а завтра натюрморт с ромашками". Но многие однокурсники жаловались, что не хватает, например, техники рисования в образовании. Поэтому еще раз - выбирайте университет, где учат тому, чему вы хотите научиться.

3. как относятся к иностранцам.

Нормально относятся. Есть свои заморочки, конечно. Например, мне не со всеми в группе получилось наладить отношения, потому что не всем комфортно разговаривать по английски, а я очень плохо говорю по голландски - это создает определенный барьер. Хотя, когда я научилась неплохо понимать язык, у нас с некоторыми студентами были странные разговоры, когда я говорила по английски, а мне отвечали по голландски :) В общем, мелкие трудности есть, но они будут в любом случае, особенно если вы не говорите на местном языке. И вы научитесь с ними справляться, особенно если не будете на этом слишком зацикливаться и излишне драматизировать. С преподавателями я разговаривала по английски и все было вполне нормально. Я, кстати, как-то писала про это в жж вот тут: http://saali.livejournal.com/30928.html

4. дорогое ли художественное образование и в какой лучше институт

Я частично в начале написала, и думаю, что не могу здесь много чего еще добавить. Стоимость образования зависит от вашего статуса в стране и университета, конечно. Мне это стоило 2000 в год (примерно) в Роттердаме, в Голландии. Возможно, в вашей стране и с вашим статусом будет другая цифра. Опять же, цена зависит от престижа универа и количества желающих в него поступить. Кстати, отчасти от этого будет зависеть и сложность вступительного экзамена.

Куда поступать - тоже решать только вам, и информацию находить тоже, и на дни открытых дверей ходить, потому что только вы знаете, чему вам хочется научиться. В моем универе, к примеру, совсем не выпускают концептартистов, так что если вы хотите этого, то нужно искать где конкретно это преподают.

5. берут ли потом иностранцев на работу?

У меня нет обширного опыта по этому вопросу. Из того, что я знаю - это сильно зависит от того, каким специалистом вы будете и какой статус у вас будет в стране, будет ли у вас разрешение на работу, какой у вас будет тип визы и прочее и прочее. В моем случае - иллюстраторы обычно работают как фрилансеры, так что тут скорее надо решать каким методом себя рекламировать. Постоянных мест для иллюстраторов очень мало, а как фрилансер вы можете хоть откуда работать (хотя опять же, зависит от того, на чем вы конкретно специализируетесь).

Если вы работаете как фрилансер - то задача понять как себя продвигать и позиционировать (ну и плюс вся морока с ЧП, налогами и документами - на вас). Если же вы хотите работать на кого-то, то во-первых вы должны быть в чем-то очень уникальны - чтобы пробить вам визу на работу и вообще нанять иностранца фирма должна четко объяснить, почему они не могут нанять для этого местного. По крайней мере в этой стране это так. А во-вторых это все еще зависит от фирмы - некоторым нужно нанимать своих, потому что, к примеру, владение языком очень важно. Другие наоборот позиционируют себя как international и стремятся набрать разнообразных сотрудников. В этом случае как раз родной язык может оказаться бонусом - дать фирме сотрудника, который может работать с российскими клиентами на их языке.

В этих ответах я описала свои впечатления и воспоминания о поступлении в два голландских ВУЗа на иллюстрацию. Имейте ввиду, что процедуры и цены в разных ВУЗах могут различаться, так что за фактической информацией стоит обращаться к представителям самих ВУЗов. Я просто хотела описать общее впечатление о процессе - может быть это поможет вам расставить приоритеты или обратить внимание на что-то, о чем вы могли не подумать или просто не знать.

Если у вас есть вопросы, то задавайте их здесь в комментариях, я постараюсь ответить, что вспомню :) Ну или может кто-нибудь еще подключится - ответит.

общение, учеба, процесс

Previous post Next post
Up