Дзю-до, Дзю-бан и Дзю-после

Nov 26, 2008 02:33

В магазине "Православное слово" (где до сих пор не появилось ничего подарочного к Рождеству, а жаль) мы с супругой разжились литературой. Как всегда: она - по детским полкам плюс "Ахматова и христианство", я - "Старославянский и церковнославянский", раритетная книга Пиккио "История древнерусской литературы", мы оба - несколькими книгами митр. Антония Сурожского и К. С. Льюиса.

А еще взяли журнал "Нескучный сад" № 8 2008.
Тема - раскол...
С дальневосточными епархиями я несколько автобиографически связан, так что не могу воздержаться от пары комментариев.
1. Я с Диомидом не виделся, насколько помню, ни разу. Но слух о нем наполнял землю еще задолго До.
"Служил он долго на Камчатке, под Петропавловском служил..."
А там - тоже под Петропавловском - есть военный городок. И военные построили там по своему почину храм. Храмик небольшой, но очень уютный. Военные старались, приложили всю любовь.
Восток тот - Дальний, годы то были 90-е, во многом весьма недалекие и смутные... Короче говоря, приглашают вояки посмотреть на плод трудов своих тогдашнего архиерея. Храм красиво вписывается в ландшафт и т. д. Но - о плач! - оказалось, что ориентирован он не по сторонам света, а по тому самому ландшафту! Не на восток. Епископ тот проявил (как я лично считаю) должное человеколюбие и мудрость. "Ну что же поделаешь теперь? Ничего страшного!" - и приставил храму священника, приход начал жить.
Надо сказать, что в то время соборный храм в самом Петропавловске-Камчатском представлял собой лишь слегка переоборудованный бывший кинотеатр. А в других регионах Дальнего Востока, где постоянного служения не было, а приезжали только православные миссионеры, причем не слишком часто, служить им приходилось - да где только не приходилось! Какое помещение предоставят - там и молились, и крестили, и причащали, и соборовали. Так что храм епархии в подарок - это была невиданная милость Божья!
Слыл Диомид духовным старцем, советы Диомид давал.
Приезжают к батюшке Диомиду на приход христиане из того военного городка - и делиться сомнениями: мол, храм есть, только он не на восток глядит. И бысть ответом им речение сие: а якоже отъ святыхъ отецъ заповедано а молитися на востоки подобаетъ христианомъ.
Сказано - сделано. Служит в городке священник литургию. Вот выходит благословить народ. "Мир всем!" - глядь! - а полприхода к алтарю боком стоят левым. Однако при этом благоговейно кланяются на окна храма (те что как бы "южные", но которые на восток глядят).
Ан не сделали скандала. Батюшка молод, гонору мало... Долго ли, коротко ли - стал духовный отец епископом...
Есть у М. Таривердиева такая песня (кстати, про войну): "Зачем? Зачем, зачем, зачем? Почему, почему? Для чего? Для чего, для чего? Для кого? Для кого, для кого?.."
К счастью, я не наделен ни полномочиями, ни желанием на провокационные вопросы отвечать. Вот.

2. Жалко мирян (тех, что стали Приближенными К Оператору; и тех, кто, так и не став, оказались в числе "глухо ропщущих где-то далеко на Востоке"). Едва ли не больше жаль малочисленное священство чукотского края. Сразу по прибытии Диомида было заБАНено несколько ни в чем не повинных голов (одна из этих голов поневоле занялась решением - вместо пастырских - сантехнических проблем населения; а какой добрый был пастырь! за туманом из столиц приехал...).
Тем же,
кто остался-таки служить по чукотским поселкам,
строго наказано было: кафизмы, каноны, стихиры
по Типикону читать, неотменно, без сокращений.
Мало ли, что в это время чукотские дети,
не понимая ни слова, зевая от скуки,
ищут, чего бы украсть из церковных блестящих вещей?
Взрослые мало ль что чукчи спиваются тихо,
вовсе не утруждаясь во храм заходить?
Пусть их! На всё ополчимся в молении чинном,
мир позабудем, чело обратив на восток!
И прочая, и прочая...

К счастью, нюансы хозяйства, экономики, церковного управления в самом Анадыре в эпоху D. меня нисколько не касаются.

3. Октябрь. Собор.
Слава Богу за все - и за ясность!

Эпилог.
Ко мне иногда приходят странные "захожане". Вернее - "явно не мои прихожане". Один из них в покаянном порыве раз обронил, что к несчастью имеет привычку - то есть, имел - ранбше, давно -  обращаться к услугам нечистым операторов сотовой связи.  Он там говорил! По телефону - слова говорил человечьи, тем унижая всё, что только можно унизить! "Что ж, - говорю я, - ведь если у вас покаянье этаким боком пошло - это значит, паспорт свой тоже вы сжечь должны поскорее?" - И был мне ответ.
Ты догадался, читатель?

Уж не знаю, насколько актуальна сегодня в жж данная тема: давно я выпал из контекста. Может статься, это всё моё - уже просто баян? Что ж, дай Бог!
Previous post Next post
Up