дважды усопший

Jul 15, 2010 14:47

позвонила постоянная моя прихожанка из соседнего города. умер ее дядя.
несколько лет назад у него украли паспорт. сам он "куда-то запропастился". не знаю уж, как это. может, он где-то не рядом жил? я не в курсе. через некоторое время нашли обгорелый труп, при нем был паспорт на имя этого самого человека. его похоронили. а через год дядя объявился - живой и невредимый. восстанавливать документы принялся было, но дело обещало затянуться на годы, он "распсиховался" и плюнул на это дело.
а теперь умер - уже на самом деле. и вот ситуация: не то что свидетельство о смерти получить невозможно, но и тело покойного родственникам не выдадут, похоронят как безродного: он ведь уже раньше умер!
женщина отправилась в храм рядом с домом, но там ей резонно сказали: свидетельства о смерти нет - и отпевать не станем. что же делать, батюшка, посоветуйте? надо подумать, говорю.
и теперь во мне - раздумья, которые здесь и запишу.

вот например. венчать христиан без регистрации брака в ЗАГСе - неразумно и неполезно. завтра-послезавтра случись что - разрыв, кончина одного из супругов - и ничего никому не докажешь: ни наследства, ни алиментов и т. д. и т. п.
а для чего мы требуем предъявить свидетельство о смерти отпеваемого? ну кому в голову придет отпеть живого? ответ очевиден: болящему человеку, который думает, что молитвой можно околдовать или убить - заставить Всеблагого Бога причинить кому-то вред. благочинный рассказывал такой случай. два офицера отпели своего начальника и предъявили потом ему "документ" - разрешительную молитву и "земельку". разъяренный полковник примчался в храм и готов был решить проблему по-хорошему или по-плохому. (ну а что: вдруг, если совершившего отпевание священника порешить, то заклятие и разрушится??) по счастью тот священник был человек весьма уравновешенный. он всевозможно утешил несчастного, совершил заздравный по нем молебен, облил поплотнее святой водой... в общем, полковник уверился, что нависшая над ним смертельная угроза теперь позади. история со счастливым концом, да. ну а если бы те растяпы не показали ему улику, и он так ничего бы и не узнал? так и принял бы смерть лютую и напрасную, похоже. даа, жизнь прожить - не поле перейти.
при всей смехотворности описанного подхода резон обезопасить себя от таких вот историй - налицо.
есть еще такие варианты благочестивой мысли у нашего человека: например, нельзя молиться за упокой, если человека не отпели. несмотря на то, что богослужебный устав этому расхожему заблуждению противоречит, это мнение очень устойчиво. одно дело - отпевание и совсем другое - панихиды и прочие формы литургического поминовения. это и вправду так. потому что то, что мы называем "отпеванием", на самом деле - чин христианского погребения. а все прочее - церковная об усопшем память. на мой взгляд, то, как человек похоронен по факту, никак не может повлиять на поминовение. другое дело - как он жил и как умер. но не как погребен - с молитвой или без. и когда, бывает, через год после смерти родные говорят: надо человека - "задним числом" - отпеть, а уж потом можно будет "подавать на панихиду" - на мой взгляд, это несуразица. потому что в обоих случаях свершается заупокойная служба. более или менее подробная, с бОльшими или меньшими сокращениями - не суть. это все та же служба.
а раз так - перефразируем вопрос: можно ли принимать записку на заупокойное поминовение без свидетельства о смерти? ответ, по-моему, очевиден :)

никаких накладок с бумагами, разумеется, вовсе бы не было, если бы и сам покойный, и его сродники были на каком-либо из приходов своими, родными, знакомыми. "малое стадо", где все овцы знают друг друга в лицо. иначе неловких ситуаций, подобных той, которая описана в начале, или другой, с людьми служивыми, будет никак не избежать.

Церковь, богослужение

Previous post Next post
Up