Сегодня, в ставшей мне уже привычной "совиной рулетке", мне под руку попала картина полная смволов и с собственной богатой историей.
Ну что ж, в этом посте будет много букв, надеюсь не очень вам скучных.)))
Быстротечность человеческой жизни была повторяющейся темой в живописи и мысли семнадцатого века, но для Сальватор Розы в год создания этой картины эта тема имела трагическую непосредственность.
В 1655 году в Неаполе разразилась опустошительная эпидемия чумы. Сын Сальватора Розы, Розальво, его брат, сестра, ее муж и пятеро их детей умерли.
Письмо к его другу Риччарди ясно показывает, какое влияние оказала на него эта многократная утрата:
«На этот раз небеса поразили меня таким образом, что показали мне, что все человеческие средства бесполезны, и наименьшая боль, которую я чувствую, - это когда я говорю тебе, что плачу, когда пишу».
Несмотря на свою универсальную, вечную тему - бренность человеческой жизни - это глубоко личная картина.
Усталая, странно пассивная сидящая женщина - портрет Лукреции, любовницы Сальватора и матери Росальво.
Ребенок, запястье которого сжимает Смерть, представляет мертвого сына художника.
Кольцо бледных роз вокруг головы матери, вероятно, намек на фамилию.
Собственные инициалы Сальватора появляются в самом низу холста, на лезвии ножа, символа смерти, безжалостной стали, которая отделила его семью от него.
Из густого ночного мрака, окружающего человеческие фигуры, появляется огромный крылатый скелет, который направляет запястье младенца, пока он пишет:
Conceptio Culpa, Nasci Pena, Labor Vita, Necesse Mori - «Зачатие - грех, Рождение - боль, Жизнь - тяжелый труд, Смерть - необходимость»
Однако зрителю не обязательно знать латынь, чтобы расшифровать это мрачное послание. Ведь мать и дитя окружены множеством mementos mori , символов, которые напоминают зрителю, что быть человеком - значит быть смертным.
Пузыри, выдуваемые ребенком в левом нижнем углу, например, указывают на краткость человеческого существования. Homo est bulla - «человек всего лишь пузырь» - была хорошо известной фразой того времени.
На левом краю картины каменный обелиск имеет пять высеченных на нем эмблем.
Два лица вверху, лицо ребенка и лицо старика, являются прямыми отсылками к продолжительности человеческой жизни. Под стариком находится сокол, который олицетворяет жизненную силу. На картине Розы он почти скрыт крылом скелета. Рыба под ним является символом ненависти и смерти. Похожее на собаку существо внизу, на самом деле является бегемотом и олицетворяет «насилие и раздор, с которыми человек заканчивает свои дни».
Серьезное каменное лицо статуи в середине справа, например, выделенное несколькими аккуратными, легкими мазками - это Терминус, римский бог смерти.
Здесь же мы видим греческого философа Демокрита на постаменте, расположенного среди руин и окруженного другими предметами, символизирующими смертное состояние человека.
Ну, и конечно же сова, она в эпоху барокко символизировала не только мудрость, но также была предвестницей смерти и зла.
L'Umana Fragilità (Человеческая хрупкость), 1656 г.
© Fitzwilliam Museum
И тем удивительнее, глядя не эту мрачную картину узнать, что Сальватор Роза на самом деле был выдающимся комическим актером, сатириком и поэтом, композитором и бонвиваном, известным своим хорошим чувством юмора и розыгрышами, чей дом описывали как «обитель веселья и рынок веселья».
Сальватор Роза (Salvator Rosa; родился 20 июня 1615 г. - умер 15 марта 1673 г.) - живописец XVII века, представитель итальянского барокко, гравер, поэт, актер. Биография Сальватора Розы, полная романтики и приключений, впоследствии стала сюжетом книг, картин, музыкальных произведений. Творчество художника удивляет своим разнообразием: мастера интересовали исторические, религиозные, мифологические и фантастические сюжеты, он писал пейзажи, батальные сцены, портреты, натюрморты.
Сальватор Роза появился на свет 20 июня 1615 г. в небольшом селении Аренелла близ Неаполя. Отец будущего мастера трудился простым землемером. Желая дать сыну хорошее образование, он определил его в монашеский орден. Здесь мальчик изучал науки, а также усердно занимался музыкой: играл на различных инструментах, сочинял серенады. В итоге он решил связать жизнь с искусством, покинул стены монастыря и вернулся в Аренеллу. Сальватор Роза вскоре почувствовал влечение к живописи, стал копировать картины художника Франческо Фраканцано (Francesco Fracanzano), своего шурина. Тот высоко оценил его работы. Вдохновленный юноша отправился путешествовать в Абруццкие горы, чтобы искать сюжеты для своих произведений. Он писал долины с их потухшими вулканами, пещеры, руины древних итальянских городов.
В 1635 г. будущий мастер перебрался в Рим, где быстро прославился своими работами. Будучи разносторонне одаренным, Роза преуспел и на актерском поприще, а со временем даже основал собственный театр. Однако по натуре он был бунтарем, конфликтовал с существующей властью, сочинял обличающие стихи, писал сатирические картины-аллегории. Живописец подвергался преследованиям, за ним охотились наемные убийцы. В итоге Роза вернулся в Неаполь. Здесь он принял активное участие в революции Мазаньелло (Masaniello).
В 1640-1649 гг. Сальватор Роза жил и трудился во Флоренции, был придворным художником кардинала Джованни Карло Медичи (Giovanni Carlo de Medici), периодически посещал Вечный город. В доме мастера собирались высокообразованные люди: композиторы, филологи, математики. Этот круг избранных он иронично называл «Академия ушибленных». Во флорентийский период творчества живописец создал ряд автопортретов и морских пейзажей.
В 1649 г. Роза вновь поселился в Риме, отказавшись от заманчивых предложений жить при дворах Франции, Австрии. В последние годы жизни живописец увлекся искусством офорта, создал свыше 80 композиций, многие из которых можно назвать лучшими творениями мастера.
Художник покинул этот мир в Риме, 15 марта 1673 года.
Незадолго до смерти Сальватор Роза обвенчался со своей возлюбленной Лукрецией, которая прожила с мастером долгие годы и подарила ему двух сыновей и которая изображена на представленной вам сегодня картине.