Nature morte, что переводится как «мертвая природа». И на картинах этого жанра тадиционно много разных птиц в разных видах.
Натюрморт с битой птицей, ок.1607 года.
Galleria Borghese, Roma.
Микеланджело Меризи де Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio, 29 сентября 1573, Ломбардия - 18 июля 1610, Порто-Эрколе) - известный итальянский живописец XVII века, который прославился своим реформаторским вкладом в искусство. Он считается основателем реализма и бытового жанра в живописи.
Караваджо (настоящее имя - Микеланджело Меризи) родился в Милане, в семье архитектора. В пятилетнем возрасте от эпидемии чумы умер отец мальчика. Это печальное событие заставило мать уехать из столицы герцогства и поселиться с детьми в небольшом городке Караваджо. Название этого населенного пункта впоследствии стало знаменитым прозвищем художника.
После окончания эпидемии, в 1584 году Караваджо вернулся в Милан и приступил к обучению азам живописи. Здесь он постиг тонкости ломбардской школы. На разных этапах творчества его покровителями были разные люди - начиная со знатной семьи Колонна и заканчивая выдающимся Симоне Петерцано, учеником знаменитого Тициана. Во время обучения в мастерской д’Арпино в своих работах будущий художник начинает следовать стилям да Винчи, Тициана, Беллини, Мантеньи.
В то время в Италии господствующим стилем искусства был маньеризм, а реалистическое направление только зарождалось. Будучи бунтарем по своей натуре, Караваджо сознательно бросает вызов традиционным стилям искусства того времени - маньеризму и академизму. Он начинает писать картины в реалистическом жанре, на которых изображает простых людей (музыкантов, уличных торговцев, мальчишек и даже цыганок). Несмотря на вздорный характер у художника появляется влиятельный покровитель - кардинал Франческо дель Монте (Francesco del Monte). Караваджо поселяется на загородной вилле мецената и в течение 6 последующих лет ведет вполне обеспеченную жизнь.
Караваджо обладал вспыльчивым и неукротимым характером. Его имя гораздо чаще встречалось в протоколах римской полиции, чем на полотнах и фресках. Он мог пару недель усердно трудиться, а затем, по словам одного из его первых биографов, мог "около месяца или двух слоняться со шпагой на боку с одной площадки для игры в мяч на другую, всегда готовый вступить в борьбу или спор, отчего было не всегда удобно с ним находиться". Он как минимум 11 раз представал перед судом: то оскорбил полицейского, то накропал сатирические вирши о коллеге-художнике, которого он недолюбливал, то швырнул тарелку артишоков в лицо трактирщику. А потом, в 1606 году, в пылу ссоры за игрой в мяч он убил человека и папа Павел V объявил художника «вне закона», его теперь мог убить любой человек и даже получить за это вознаграждение.
Художник вынужден бежать из Рима сначала в Неаполь, а затем на Мальту. Он много работает и создает новые шедевры, но постоянно конфликтует с людьми. В результате очередного инцидента живописей попадает в тюрьму, откуда ему вскоре удается бежать.
Преследуемый мальтийскими властями Караваджо часто переезжает из одного города в другой. Он побывал в Мессине, Палермо и Неаполе, где чудом избежал смерти после покушения. Влиятельные покровители Караваджо ходатайствуют перед Папой римским о помиловании художника. Но внезапно, 18 июля 1610 года, в возрасте 38 лет, живописец умирает при таинственных обстоятельствах. 31 июля в Риме был обнародован папский указ о помиловании Караваджо, и опубликовано сообщение о его смерти.
Было предположение, что Караваджо умер от сифилиса, но последние исследования учёных, проделавшие радиоуглеродный анализ скелета, говорят, что причиной смерти художника был стафилококк.
Искусство Караваджо оказало огромное влияние на творчество не только итальянских, но и ведущих западноевропейских мастеров XVII века - Рубенса, Йорданса, Жоржа де Латура, Сурбарана, Веласкеса, Рембрандта. Таким образом в западноевропейском искусстве XVII-XVIII веков сложилось художественное течение караваджизма в определённой мере, противостоявшее как доминирующему в эту эпоху искусству барокко, так и интернациональному маньеризму.