Как это работает

Apr 20, 2020 00:48

Когда дети появляются на свет, взрослые начинают объяснять им мир. В этих объяснениях помимо прочего есть две связанных между собой идеи. Первая идея состоит в том, что мир устроен разумно, упорядоченно, в нем есть ясные правила - и взрослым они известны. Вторая вытекает из первой, она состоит в том, что нужно знать и соблюдать эти правила - причём несоблюдение этих правил влечёт за собой страдание. При соблюдении же этих правил мир прекрасен.
  Дети поначалу принимают нарратив взрослых за чистую монету. Однако постепенно они начинают замечать, что взрослые, которые претендуют на знание мира и егозакономерностей, отчаянно путаются при их объяснении. Одно и то же действие вчера ещё было допустимо, сегодня оно недопустимо (и наоборот). Некоторые поступки разрешены или запрещены в зависимости от тысячи обстоятельств, включая текущее настроения родителя. Многие действия абсолютно недопустимы - и вместе с этим абсолютно неизбежны. Многое вообще выведено за пределы обсуждения. Взрослые постоянно изворачиваются, лгут. Их объяснения «закономерностей» мира оборачиваются при ближайшем рассмотрении либо противоречивыми конструкциями наподобие рисунков Эшера, либо бессодержательными словесными клише. Также в какой-то момент становится очевидно, что страдание в этом мире невозможно избежать никаким образом. Таких рецептов попросту нет. Дети чувствуют себя обманутыми. Они перестают быть детьми, они становятся подростками.
  Подростки всем недовольны. Они разочарованы в мире и жизни. Мир оказался скверным местом, а взрослые, объяснявшие его, оказались жалкими, ничтожными личностями. Эти убогие люди когда-то выставляли себя перед детьми хозяевами жизни. Ха. Оказалось, эти хозяева сами тут на птичьих правах. Начинается период постоянной конфликтности, нервозности, асоциального поведения.
  Однако через какое-то время подростки обнаруживают, что можно сколько угодно биться в истерике, но толку в этом мало: спросить за несовершенство мира не с кого, товар возврату или обмену не подлежит. Нужно как-то жить в этом мире, каков он есть.
  И подростки начинают становиться взрослыми. Они научаются не требовать ответов там, где нет ответов. Научаются не пытаться изменить то, что изменить невозможно. Научаются вовремя закрывать глаза. Скоро обнаруживается, что, если умеешь лавировать, балансировать, уворачиваться, то в жизни очень много приятного - и тем больше, чем лучше ты всё это умеешь.
  И вот когдатошние дети уже сами взрослые. Они не поняли мир. Но они научились не видеть собственного непонимания. Они обзавелись слепыми пятнами на нужных местах, обзавелись спасительными словесными клише типа «снявши голову по волосам не плачут», «дал Бог крест - даст и силы» и «семь бед - один ответ». Самое время родить детей и передать им свою мудрость. Круг замыкается.

.                                         

Псевдофилософия

Previous post
Up