Шпаргалка для заказчика сайта

Jun 08, 2010 15:24

Если вам пришла в голову абсолютно абсурдная мысль - заказать разработку сайта у специалистов (ведь у Васи - вашего компаньона - есть сынуля, который "учится в институте и разбирается в компьютерах" и может вам помочь за просто так), обязательно примите во внимание тот обширный опыт, на коем основаны данные предупреждения.
Ибо нет ничего важнее заранее подготовиться ко всем невзгодам и таинствам сайтостроения перед тем, как вступить в неравный бой с веб-студией.
И неравный он не потому, что вы ничего не понимаете в сайтостроении и не сможете доказать веб-студии, что они там все дураки, а потому, что вы деньги платите и вообще не обязаны ничего доказывать, это они, специалисты, обязаны вам за ваши деньги доказывать, что они не дураки и подстраиваться под ваши бесмысленные требования, а не делать качественный продукт.

Итак, по порядку работ.

1. БРИФ
на этом этапе нужно как можно более уклончиво и завуалировано отвечать на все вопросы брифа, чтобы (ни дай бог) не промелькнуло ничего конкретного про то, что в дальнейшем вы хотите увидеть на сайте и какие задачи сайт должен решать.
Постарайтесь формулировать ответы на вопросы типа "Какое впечатление должен производить сайт" так же туманно и общО: "Что мы надежная компания", "сайт должен быть красивым" и в том же роде.
В противном случае вы рискуете тем, что дальнейшая критика предлагаемого макета дизайна будет встречена ссылками студии на заполненный бриф, а вы же не хотите нести ответственность за то, что когда-то где-то написали.
А про надежность да красоту дизайна можно всегда сказать - "я опросил тут кучу людей, они все говорят, что некрасиво" - в общем идеальный аргумент, придраться невозможно.

Не менее важно при заполнении брифа со всей тщательностью и упортсовм вашего характера отнестись к вопросам типа "Приведите 2-3 примера сайтов, дизайн которых вам нравится".
Обязательно сошлитесь на 5-10 сайтов, не имеющих между собой ничего общего - ни тематики, ни задач и целей, ни контентного соответствия. Это позволит вам в дальнейшем оспаривать любой предложенный студией макет.

Еще в брифе спрашивают про содержание/структуру сайта.
Не отвечайте ни в коем случае!
Так и пишите: "сайт должен описывать деятельность нашей компании".
И пусть специалист сам мучается. В дальнейшем его обвините в том, что "он же специалист, а не вы, и поэтому это его задача описывать специфику деятельности вашей компании".

2. ДИЗАЙН

Это самый яркий период в жизни любого заказчика и разработчика сайта, именно о нем потом говорят: "Да, есть о чем вспомнить".

Вначале обязательно потребуйте сразу штуки три вариантов дизайна. не потому что первый плох, а для того чтобы разработчик напрягался по полной, отрабатывая ваши денежки.
Потом потребуйте, чтобы он из первого макета взял это, из второго - то, а из третьего например цвет и картинку. И пусть он мучается, пытаясь все это состыковать.

Если вдруг ему это удалось, а дизайн при этом еще не окончательно пострадал, потребуйте чтобы сайт одинаково смотрелся на вашем ЖК и, например, на маленьком ноуте, где в браузере у вас черт-те сколько загружено всяких яндекс-баров, гугловских, мэйлрушных сервисов и т.д.
Пусть еще помучается.

Здесь главное - не слушать, ни в коем случае не слушать то, что специалист пытается вам объяснить по поводу разрешений экранов, настроек яркости монитора и другой белибердени, которая вас, как заказчика, не волнует.
И ни при каких обстоятельствах не поддавайтесь на провокации типа "если это сделать, то сайт не будет соответствовать требованиям поисковых роботов". Вы же не для роботов делаете сайт, а для себя и своих друзей.

И даже если вас начнут пугать, что "такая штука" приведет к проблемам загрузки сайта у 10-20% аудитории рунета, - настаивайте на своем!
Все равно полную оплату по договору вы должны внести после того, как проверите, что сайт работает.
А так - всегда будет повод в конце сказать, что вот на компьютере Маши, моей секретарши, сайт не грузится.
Если же эти умники начнут ссылаться на тот давний разговор и тактично упоминать факт предупреждения, говорите, что ничего не знаете. пусть решают возникшую у Маши проблему.

3. CMS
Этап нудный, требующий усидчивости и желания довести проект до конца (но разве вы обязаны такое желание испытывать).
Самый безрадостный момент столкновения заказчика с суровой правдой сайтостроения:
Оказывается (обычно это всегда оказывается в последний момент, когда сайт сдается студией), что это вам самостоятельно (о, ужас!) придется наполнять сайт содержанием о осваивать непонятный и малоизученный в бизнес-кругах феномен - CMS.

Здесь доступные к использованию аргументы:
"Ничего вообще непонятно"
"Слушайте, у меня нет времени на такие мелочи - на мой сайт. Сделайте сами"
"Я не думал, что будет выглядеть так, как на макете, который мы согласовывали"
"А вы знаете, мы наконец поняли, что хотим"

Только такая уверенная и продуманная позиция позволит вам сбить спесь с этих разработчиков и показать им их место в иерархии профессий.

Удачи!

P.S.
Если вы вдруг столкнетесь в работе с чрезвычайно сложным случаем во взаимодействии с веб-студией, который никак не вписывается в рамки приведенных здесь подсказок, напишите, и я постараюсь учесть этот опыт в своих дальнейших опусах о методе :)
Previous post Next post
Up