A Dangerous Method

Jan 30, 2012 14:11


Кроненберг снял фильм для меня.

Моя любовь и бесконечная признательность Юнгу. Моя противостоятельная любовь к Фройду, ссоры с ним и восхищение мощью его разума. Моя любовь к кинематографу как наиболее рефлексирующему виду искусства. Захватил, повел к книжной полке выискивать цитаты, сравнивать мысли; оторвал от «Шерлока», наконец (что в принципе сейчас не представляется возможным).

Тонкий, умный, изящный. Интеллектуальский, я бы так сказала. Заныривает в чисто профессиональные глубины психоанализа, щеголяет специальными терминами.

И очень тонко отражает многогранность двух гениев, их дружбу - противостояние.

Фройд, безусловно, обладал мощнейшим потенциалом. Его философскую систему можно сравнить, может быть, с Ницше по степени величия. Но структура личности не позволила ему отточить этот бриллиант. Им владел скепсис. С одной стороны, это позволяло ему не отклонятся от темы (как настойчиво он предлагал горячечному Юнгу оставаться в строго научных рамках!), с другой стороны, не давал открыться. Эмоциональная закрытость его и убила. Рак - простая болезнь с точки зрения психосоматической диагностики, но почему же такая сложная в лечении? Цемент психологических защит сложно пробить, даже великий разум может не справиться.

Юнг же, напротив, открыт. Горяч. Все пробует, до всего у него есть дело. Показательная сцена первого обеда в доме Фройдов, когда Юнг даже не заметил, что за столом собралось все многоголовое семейство, настолько он был погружен наконец-то предоставившейся возможностью разделить с кумиром все мысли, которые копились в нем много лет. Именно его природная любознательность и критический взгляд на вещи дали миру Сабину Шпильрейн. Не знаю, как бы развивалась психология в России, если бы не она. Сабина Николаевна не то, чтобы блистала новационными идеями, но она была большим подвижником. И за его ей большое спасибо.

Надо было увидеть в истерзанной и безумной женщине, которая поступила в клинику в Цюрихе, потенциал специалиста. Более того, именно Юнг сформулировал основную, на мой взгляд, мысль в этике психотерапии, что только врач, познавший болезнь и страдание, может лечить эффективно. Ну то есть, юноша-выпускник с дипломом психолога - это оксюморон.

Фройд Шпильрейн долго отрицал. И, в сущности, до конца так и не признал. Он всегда боялся потерять свой пьедестал, страшился, что ученики могут его превзойти. Так ученики и должны превосходить своего учителя. В этом и есть его величие и его миссия. Насколько мог продвинуться и психоанализ, и сам Фройд, откройся он Юнгу, не ревнуй он к его успеху и материальному положению…

Переломным моментом в фильме была поездка в Америку, когда Фройд отказался делиться с Юнгом своим сном, сказав, что он тогда может упасть в его глазах.  И с тех пор Фройд снова остался один, сокращая себе пути развития.

В фильме, вроде бы, есть еще один главный персонаж - Сабина Шпильрейн, с которой у Юнга был долгий и мучительный роман. Несмотря на значительное количество времени на экране, Сабина не раскрыта. Из фильма плохо понятна ее дальнейшая роль, ее вклад в психотерапевтическую науку.

Но я думаю, это не недочёт режиссера. Фильм - про Фройда и Юнга. Шпильрейн была необходима как катализатор их отношений, для того, чтобы их отношениями проиллюстрировать ее же тезис «деструкции как причины становления».

Это не фильм о любви. Это фильм о гении и его слабости.

социум, размышлизмы

Previous post Next post
Up