(no subject)

Nov 11, 2009 11:03



Занимаюсь курсом арт-терапии по методике школы Баухаус. Цель занятий- вылепить отфыркивание.

"Каждая форма, даже когда она совершенно абстрактна и выглядит чистой геометрией, имеет собственный звук и духовное существование с особыми свойствами… острые цвета звучат острее в острой форме…"  (Василий Кандинский)

Иоганесс Иттен- швейцарский художник, теоретик искусства и педагог, получил всемирную известность как создатель первого учебного курса Баухауза- делит три ступени творческого процесса на последовательные фазы:

Переживание - Восприятие - Воплощение
или, 
Переживание увиденного - пропущение его через всего себя - Воплощение в образе.

Эти фазы Иттен иллюстирует встречей с чертополохом: "Передо мной стоит чертополох. Мои моторные нервы воспринимают рваное, скачкообразное движение. Мое чувство, вкус и зрение схватывают остроту и колючесть его формо-движения, а мой дух видит его природу.
Я ПЕРЕЖИВАЮ ЧЕРТОПОЛОХ
Во мне возникает форма чертополоха, раскачивающаяся между МОЗГОМ и ГЛУБИНОЙ СЕРДЦА. Когда я представляю эту форму, каким-то, ей соответствующим, способом, то я (вос-) создаю ФИЗИЧЕСКУЮ ФОРМУ чертополоха.
Затем Иттен укладывает ветвь чертополоха на подставке посреди комнаты, ученики долго созерцают чертополох, после чего переходят к воссозданию его формы.

"Все живущее открывается человеку через движение - все живущее проявляет себя в формах и любая форма - это движение, и любое движение проявляет себя в форме. ФОРМЫ - ЭТО СОСУДЫ ДВИЖЕНИЯ - а движение - это сущность форм..."

Элементарные формы и траектории линии в пространстве - основа изобразительного творчества. Об этом писали трактаты Кандинский, Иттен и Клее.
С этого все и начинается. Ритм, музыка, движения, образующие формы в пространстве. Ведь и при подготовке музыкантов играются «бессмысленные» упражнения для рук и пальцев (или губ, если это духовой инструмент) - когда их движение наиболее естественно и свободно и еще не стеснено замыслом композитора.

Одно из заданий было расположить 16 самых разных на ощупь предметов (плоских), включая ткани, песок, рифленую бумагу от конфетных коробок, что угодно, в ритме.



Интересно наблюдать за участниками: гениальные психологические портреты! Кто что делает, а кто от чего отлынивает. Кто-то делает вообще не по заданию, а выставляет разные свои работы в большом количестве, и все его существо, бедное, затюканное Дитя, кричит: «Обратите на меня внимание! Я же хороший!»

Ввела бы вместо собеседований, чесслово, потому что человек- это прежде всего личностные качества, а профессиональные навыки вторичны.

глазастый точит заступ

Previous post Next post
Up