Dec 24, 2015 15:10
Очень часто те или иные события в жизни, истории ставят в тупик. Почему произошло так, а не иначе? Почему люди ополчились на одного исторического деятеля, одновременно благоговея перед другим, тем, что хрен редьки не слаще? Можно пуститься в исследования относительно расклада сил, социально-экономических условий и прочих, так называемых объективных факторов. Однако, вы не замечали, что объяснением зачастую служит какая-нибудь одна малоприметная деталь из области психологии, из сферы подсознательного?
Больше того вам скажу. Если потянуть пинцетом эту ниточку из полотна жизни, да понять, в чём её суть, можно много чего интересного вытянуть. Из несказанного и невысказываемого, того о чём люди молчат и что старательно скрывают. Да, объективные обстоятельства можно оценить и просчитать, но как просчитать то, что запрятано глубоко в головах и в чём стесняются признаться самим себе? А это меняет всю картину. Так и ходят несчастные гадатели вокруг, да около, громоздя предположения, одно причудливей другого. И тут вперёд выступает метод, который я называю "психологической реконструкцией". Наверное, не я первый его изобрёл, да и название у него уже есть - психоанализ.
Чёрт с ним, с авторством... Лучше приведу пример такой реконструкции. Добрался я как-то до своих старых, из детства, фоток. Какой-то кислый выхожу на них. Плаксивое выражение лица. "Болезненный ребёнок, несчастный" - может подумать сторонний наблюдатель и нафантазироваться до слёз. Ошибётся! Поводов для такого расстроенного вида у меня не было никаких. Уж я то помню! Ломал я, ломал голову над загадкой, и, неожиданно, осенило. Что могло быть лучше в школьные годы, чем пропустить школу! Мама жалеет: "Ладно, сыночек, раз плохо себя чувствуешь - так уж и быть, оставайся дома". Я и рад был стараться, вызывая жалость. Да, настолько, что заигрался и жалобная мина надолго оттиснулась на моём челе. До тех самых пор, пока не отпала надобность в получении освобождений. Вот вам и психологическая реконструкция!
ностальгия,
психоанализ,
психология,
школа