Сразу же хочу дать ответ на поставленный вопрос - и то, и другое. С одной стороны они выполняют важную социальную функции (почему собственно и называются социальными) и позволяют людям существенно расширить круг общения, проявить свою личную и гражданскую позицию по значимым вопросам, характеризуют преобладающие настроения в обществе или в какой-то социальной группе. Немаловажную роль социальные сети играют и в плане самореализации человека, развитии его творческих способностей.
Но здесь, же есть и обратная сторона медали. Социальные сети являются своеобразными ловушками для их пользователей. Проявляя себя, они в тоже время подвергаются массированному воздействию со стороны других пользователей и структур присутствующих в сети.
В силу своей доступности и анонимности, социальные сети открывают дверь людям, часто неадекватным, а иногда и вовсе злонамеренным, которые используют их либо не подобающим способом, либо и вовсе во вред остальным. Тот, кто постоянно пользуется социальными сетями наверняка не раз «нарывался» на подобных персон. Ярким примером такого рода ловушки является троллинг, как форма социальной провокации или издевательства в сетевом общении. Он в социальных сетях чрезвычайно популярен.
Более масштабной ловушкой социальных сетей является пропаганда - навязывание определенной идеологии, призывы к противостоянию власти, разжиганию национальной розни и т. п., используемая недобросовестными политиками.
Персональной ловушкой социальных сетей является непомерное раздутие самомнения участников процесса. Написав с десяток постов и сотню комментариев, человек считает себя маститым блогером, аналитиком или эссеистом - кто-то же просматривает его материалы и даже ставит лайки. А если оформить платную подписку, так и вовсе в топе можно оказаться, а это уже «звезда ютуба». И попадает человек на стезю собственного, ничем не оправданного величия. Оценки становятся все жестче и бескомпромиснее, критика отметается, человек начинает «бронзоветь». Жизнь в социальной сети превращается в гонку, когда «рейтинг все, объективность - ничто». Человек может пуститься во все тяжкие - использовать «гусей», активно монетизировать свой ресурс, качество сменить на количество. Ложная цель - собственная значимость, становиться главной, а в итоге разрушительной.
Используя социальные сети важно понимать механизм их воздействия на человека и стараться следовать принципу - не вы для социальной сети, а она для вас.