Тысячи лет философы пытаются ответить на вопрос «Кто делает историю, исторические личности или народы?».
Сам по себе вопрос не корректен. Если отвечать на вопрос в такой постановке, ответ очевиден. И те и другие. Исторические личности, т.е. лидеры определяют идеи, цели и задачи, народ их на практике реализует, т.е. материализует.
Корректная постановка вопроса должна звучать так, - кто управляет историей, кто задает вектор истории. Ответ однозначен - исторические личности. В разных обществах и в разные исторические периоды это были разные люди - вожди племен и шаманы, фараоны и жрецы, святые и пророки, короли и религиозные иерархи, банкиры и монархи. В наше время определенные элитные группы, сформированные на национальном и транснациональном уровне - представители финансового и промышленного капитала, объединения спецслужб и IT сектора, военные. С конца XVI история является управляемой. Безусловно не стопроцентно управляемой, случаются и форс-мажоры. Но случаются они как раз по причине противоречий внутри самих элитных групп. В силу специфических интересов, каждая из групп видит будущее по-своему. Может ли народ вписаться в эти сценарии? Радикально - нет.
Есть еще одна спекуляция по поводу роли личности и народа в истории. Спекуляция эта выражается в следующем. Якобы в переломные моменты истории народ из своей среды выдвигает эти самые исторические личности. На мой взгляд притянуто за уши. Личностями рождаются, а не становятся. Если вы прочитаете биографии известных исторических личностей, то с удивлением обнаружите, что они практически с рождения проявляли себя не ординарно. Поэтому не народ выдвигает личность из своей среды, а личность, пользуясь ситуацией объединяет вокруг себя народ. Откуда появилась идея о преимущественной роли народа в истории. Из социальных и классовых теорий. В рамках коммунистической идеологии, где пролетариат (народ) является ведущей силой общества, невозможно признать исключительную роль лидера в формировании истории.
Почему вопрос по-прежнему звучит в первоначальном виде, с упором на делание истории. Это такой умышленный реверанс в сторону народа, дескать вы тоже что-то значите. А вот вопрос с акцентом на управлении историей опасен для элит различных уровней. Кому же хочется отвечать за то варварство, в котором находиться человечество.