Периодически появляются материалы о последствиях мобилизации в России и ее влиянии на состояние экономики страны в целом и бизнеса в частности.
Во-первых, число уехавших (называется цифра около миллиона) сильно преувеличено, а с учетом вернувшихся и вовсе не соответствует действительности. По информации МВД Казахстана и Грузии, в страну въехало 355 и 68 тыс. человек соответственно. Еще какое-то количество уехало в др. страны, при этом в эту численность входят в т.ч. и туристы.
Во-вторых, по мобилизации было призвано 300 тыс. человек, с учетом добровольцев и БАРСов несколько больше и это действительно создало кадровый голод, в основном на предприятиях частного сектора. Для целого ряда предприятий среднего и малого бизнеса мобилизация действительно стала форс мажором. На госпредприятиях и предприятиях, выполняющих гособоронзаказ, минимально необходимое количество специалистов забронировано, хотя и на них есть проблемы с кадрами, в основном в связи с увеличением объемов производимой продукции. Есть еще одна причина кадрового голода для предприятий среднего и малого бизнеса - переток кадров на предприятия, где есть бронь от призыва и повышенная зарплата.
В-третьих, что примечательно, российский рынок труда слабо отреагировал на мобилизацию, количество вакансий практически не изменилось. Изменилось их качество - возросло количество вакансий т.н. «мужских» профессий.
В-четвертых, отчасти кадровый голод разрешается использованием удаленки и активным привлечением пенсионеров на вакантные должности.
В качестве заключения, о роли мобилизации в кадровом голоде. По мнению экспертов, изъятие из экономики такого количества людей, действительно скажется на ее состоянии, но не ранее чем через 1.5 года, т.е. к марту 2024 года. К этому времени острая фаза СВО предположительно закончиться и необходимости во второй волне мобилизации не будет. Более того, большая часть мобилизованных вернется на свои рабочие места.