Несмотря на ожесточенное противостояние на фронтах СВО, и взаимные санкции, Россия продолжает транзит нефти и газа через украинскую территорию по нефтепроводу «Дружба» в направлении Словакии, Венгрии и Чехии, и по ряду магистральных газопроводов в полтора десятка европейских стран. Деньги за транзит поступают в бюджет Украины, и идут на первоочередные нужды, т.е. на войну.
Получатели нефти и газа в Европе, вышеперечисленные страны, и страны ЕС в целом, поддерживают таким образом свою экономику, и продолжают принимать солидарные решения об увеличении поставок вооружений и финансовых средств Украине, что тоже сказывается на ходе боевых действий и их продолжительности в зоне конфликта.
Таким образом ситуация выглядит весьма парадоксальной и возникает естественный вопрос - почему Россия продолжает создавать благоприятные условия для противоборствующей страны-транзитера Украины, и недружественных ей европейских стран, продолжая поставки нефти и газа. Очевидно, что это не способствует быстрейшему разрешению конфликта, а скорее наоборот.
Причин на мой взгляд несколько.
Во-первых, не все страны откровенно недружественны России. Скажем, Венгрия не поддержала ряд санкций в отношении России, отказалась от поставок оружия Украине, и в целом продолжает проводить дружественную по отношению к России политику.
Во-вторых, продажи нефти и газа, с учетом мировых цен, существенным образом пополняют бюджет России и позволяют ей лучше противостоять санкциям.
В-третьих, России не выгоден масштабный спад европейской экономики, который может ударить по мировым ценам, на те же нефть и газ, в сторону их резкого падения, что естественно скажется на доходах России.
В-четвертых, Россия продолжает позиционировать себя на мировой арене, как надежного торгового партнера.
Вот такой непростой компромисс, который разрешить крайне трудно. С одной стороны экономическая целесообразность и репутация, с другой стороны дополнительные препятствия в проведении СВО. И дело здесь не в политической воле, а в политических реалиях. Россия не СССР, и теснейшим образом интегрирована в мировую экономику, и позволить себе резкие движения, без учета возможных потерь, не может.