Лидия Духневич (Беларусь). Клематис. Clematis. 2020. Акварель на бумаге, 37 х 44 см.
Напомню, серия моих коротких эссе называется “Впечатления и смыслы”. Речь о моём восприятии людей, событий, произведений искусства. То есть я не столько представляю читателю кого-то или что-то, сколько говорю о своём восприятии этого кого-то или чего-то.
Ну вот, теперь желающие могут отправиться со мной на открытие выставки ботанической иллюстрации в Научно-природоведческий музей НАН Украины, куда меня пригласила куратор выставки со стороны художников Людмила Командир. Предстояло познакомиться очно с ней, с Еленой Рублёвой и другими художниками, участниками прошлогодней подобной выставки (см.:
https://s-a-plotnikov.livejournal.com/23189.html ). Поход на выставку на сей раз был для меня необычным, как если бы я сходил на работу в школу или ВУЗ и провёл несколько занятий подряд без экономии сил! Знакомился с художниками, брал интервью (без записи), просил авторов представить свои работы. Времени и сил хватило пообщаться менее чем с десятью человеками. Они все чрезвычайно милые люди - в основном женщины, конечно, - не избалованные вниманием как художники. С ними очень интересно, и, кажется, большинству из них, если не всем, было интересно со мной. Да, я не только слушал, но и говорил, в одном случае - в общении с молодой парой - так чуть ли не лекцию прочитал на темы педагогической психологии.
Куратор выставки Людмила Командир вручает диплом Алёне Гринчук. Открытие Выставки ботанического искусства в Национальном научно-природоведческом музее НАН Украины. 11.09.2021. Фото: Юлия Трегуб.
Итак, важнейшее моё впечатление такое. (Сразу, одной фразой, а потом всяческие объяснения.) Как мне почувствовалось, эти художники ботанической иллюстрации испытывают огромную потребность в мире внутри и вне себя, в гармонизации всяческих отношений, в гуманности всех по отношении ко всем сразу и к каждому по отдельности, в безопасности, в добре, в здравом смысле, в справедливости и в свободе. Вы скажете: а кто, мол, в этом не нуждается?! Да, вероятно, многие, если не все, но некоторые из нас острее нуждаются, чем другие, и не только из-за конкретных обстоятельств, например, потому что должны были покинуть Донбасс, но и в силу своего психотипа и/или гендерной принадлежности. И разные есть способы выразить эту свою нужду: у художников данной выставки вот такой способ, я сказал бы, творчески-умиротворяющий, а не невротический какой-то: они рисуют флору, что имеет воздействие прежде всего на них же самих, авторов, а затем и на тех, кто придёт к этим рисункам. Я произносил только одно слово: «Психотерапия?» и получал в ответ: «Да» или молчаливый кивок головой.
Автор эссе беседует с художницей Еленой Рублёвой на открытии Выставки ботанического искусства в Национальном научно-природоведческом музее НАН Украины. 11.09.2021. Фото: Юлия Трегуб.
Художники и художницы действуют, может, и не единственным, но сильнейшим своим орудием - обращением к красоте (именно флоры в данном случае) и её как можно более умелому представлению другим. Эти цветы, экзотические и “обыкновенные”, а хоть бы и не цветы, а, скажем, какой-нибудь лишайник со склонов Говерлы, примостившийся на веточке-субстрате лиственного дерева, - все они, “рисованные”, в отличие от “натуральных” растений, помещаемых в вазы или горшки, попадают прямиком в сердце, если, конечно, сердце открыто для красоты. Ведь как после ковида переболевший может не чувствовать запахи, так и переболевший этим мiром с его безобразиями может не воспринимать красоту.
На открытии Выставки ботанического искусства в Национальном научно-природоведческом музее НАН Украины. 11.09.2021. Фото: Юлия Трегуб.
Анастасия Аврамчук у своей картины с эвернией (Evernia), лишайником. Работа выполнена тушью на бумаге в 2021 г. Фото: Сергей Плотников.
В беседах я обнаружил прелюбопытное обстоятельство: многие из художников и художниц, не смотря на, возможно, и долгую свою практику рисования, хотя это не для всех так, что я узнал совершенно точно (были такие, кто лишь год назад взял в руку кисточку), именно ботанической иллюстрацией занялись в самые последние годы. А что есть наши самые последние годы в Украине? (И, между прочим, работы, присланные из-за рубежа, очень часто, судя по фамилиям, выполнены выходцами из Украины.) Да и не только в Украине, а в Беларуси, России, по всему мiру? Так что же есть наши последние годы? Неспокойные, кризисные, как минимум. Для нас - годы революционные и военные, всё переворачивающие вверх дном, отнимающие прошлое и размывающие будущее, делающие его неопределённо тревожными.
Наталья Заболоцкая (Киев). Сон раскрытый. Pulsatilla patens. 2021. Акварель на бумаге. 40,5 х 29,5 см.
Наталья Власенко (Лубны). Белосемянник. Leucospermum. 2021. Акварель на бумаге, 49 х 39 см.
Елена Рублёва (Киев). Фрезия. Freesia. Акварель на бумаге, 38 х 58 см.
Татьяна Козяр (Киев). Георгины. Pulsatilla patens. 2020. Акварель на бумаге, 56 х 36 см.
Александра Новацкая (Львов). Гортензия. Hydrangea. Акварель на бумаге, 30 x 30 см.
Надежда Крисан (Киев). Гадючья луковка армянская. Muscari armeniacum. Leichtlin ex Baker.2021. Акварель на бумаге, 40 х 30 см.
Анна Малыш (Италия). Петушки. Iris. 2021.Мозаика из смальты на штукатурке, 59 х 40,5 см.
Нина Захарова (Киев). Физалис. Physalis. Акварель на бумаге, 49 х 38 см.
Марина Стасюк (Прага). Листок грецкого ореха. Juglans regia. 2020. Акварель на бумаге, 30 х 23 см.
Вспоминаются настенные рисунки Бэнкси: на одном - демонстрант кидает в кого-то, кто применяет против него дубинки, резиновые пули, водомёты и слезоточивый газ, букет цветов, на другом - девчушка ощупывает солдата, изымая у него оружие и тут же “ломая” его. Конечно, вспоминается движение “Сила цветов”, начавшееся с антивоенных протестов. Вспоминается фраза студентки Эллисон Краузе, крикнувшей офицеру, заставившему солдата вынуть цветок из винтовки: “Что случилось с миром? Цветы лучше пуль!” На следующий день один из таких вот национальных гвардейцев застрелил её (Кентский университет, штат Огайо, США, 1970 г.). С тех пор мы не однажды видели, как демонстранты вставляют в ружейные стволы цветы. И да, почти всегда это делают женщины. И у нас здесь, посреди Киева, целая выставка рисунков, и даже мозаик, и художественно оформленных гербариев флоры, которые красотой своей призывают людей, по какие бы стороны “баррикад” они не находились, к миру, к человечности, к разуму, к сочувствию. Сразу скажу: никто мне вот этих всех слов не говорил, но таков мой взгляд. Разве жест художников не должен был во мне найти своего отклика, именно мне присущего? Видите, такой я старый, и столько во мне, выходца из поколения бэби-бумеров, накопилось. Культурные слои во мне - как спрессованные в камень алевролит слои донных океанских отложений...
Александр Смаглый. Жизнь ириса. Iris. 2019. Пастель и пастельные карандаши, 50 х 70 см.
Я задавал один и тот же вопрос тем, с кем общался: когда вы начали рисовать флору и что послужило толчком к тому? Выяснилось, простите, повторю, для многих рисование стало психотерапией. Оказалось, что однажды они увидели цветок или иное растение, и захотелось его... сохранить. Потребность сохранить, сберечь, защитить беззащитное что-то и кого-то, какими предстают растения, или животные, или дети, или старики, или кто угодно, идёт от необходимости самому и близким быть в мире, добре и безопасности. Вот победитель уже многих подобных выставок Александр Смаглый из Харькова, единственный пастелист (и невероятного мастерства при этом) среди сонма акварелистов, первый цветок нарисовал весной 2019 года. Однажды будучи на рынке, он увидел цветок, без которого не мог вернуться домой. Через недолгое время стало очевидно, что растение “уйдёт”, как всё уходит в этом мiре, но скорая потеря именно этого цветка вызывала такую досаду и огорчение, что Александр взял в руки пастель и изобразил все стадии жизни цветка в его доме. А может, жизни в человеческом сердце. А рисовать-то начал Александр только в 2014 году, то есть вот вообще начал рисовать. Вы помните, что это был за год?
Кроме указанного исторического (и восточноевропейского, и мiрового) контекста, в котором мы обитаем, есть ещё кое-что, повлиявшее на развитие ботанической иллюстрации в Украине: пример для рисовавших давно и недавно в возникновении таких вот, как нынешняя, выставок, и их регулярность в последние четыре года [1]. Например, тот же Александр Смаглый нарисовал цветок, и мог он оказаться для него единственным, выполненным “по случаю”, но вскоре после того рисования 2019 года друг сказал: слушай, будет, мол, “ботаническая” выставка за рубежом, - и у Александра появилось ещё две работы, будто открылось “окно возможностей”. А дело это не скорое, господа, рисовать флору. Та картина, что выставлена сейчас в Музее природы, выполнялась автором два месяца...
Александр Смаглый работает над картиной "Розовый танец". Фото: Анна Кравченко.
"Розовый танец" в каталоге Выставки. Фото: Юлия Трегуб.
Александр Смаглый и Анна Кравченко на фоне картины художника «Ирис “Сиреневая нежность”. Пастель на бумаге, 60 х 60 см. Фото: Юлия Трегуб
Вспоминая картины, я не мог вспомнить ни одной розы на выставке, кроме тех, что были у некоторых художниц в руках в виде букетов! Может быть, размышлял я, художники избегали некоей шаблонности: если цветок, то это непременно - роза. Может, задача была в том, чтобы привлечь внимание зрителей и показать им красоту того, что не является розой, а то и вовсе цветком. Вот, без капусты и эта выставка не обошлась, а ещё без двух гранатов - одного на ветке и другого разломанного, - а ещё без древесного или виноградного листков, увядших, но так красиво увядших. Можно полюбоваться на грибы, на девичий виноград, на коробочку мака. О, есть и цветущий овощ - декоративный лук! Изображая эти растения разве не говорят художники: обратите внимание, проявите эмпатию и заботу о тех вокруг вас, кто не “феерит” внешней броскостью, но достоин уважения и любви?
Людмила Степанян (Киев). Венерин башмачок. Orchidaceae. Cypripedium сalceolus. 2021. Акварель на бумаге, 56 х 38 см.
Татьяна Тулузакова (Киев). Тюльпан. Tulipa. 2021. Акварель на бумаге, 30 х 25см.
Антонина Шестерякова (Харьков). Седеверия «Blue Mist». Sedeveria «Blue Mist». 2020. Цветные карандаши на бумаге, 33 х 25см.
Алиме Куртвелиева (Киев). Магнолия крупноцветковая. Magnolia grandiflora. 2021. Акварельные карандаши на бумаге, 37 х 27 см.
Людмила Купрюшина (Киев). Рябчик русский. Fritillaria ruthenica. 2021. Акварель на бумаге, 43 х 31 см.
Марианна Маслова (Киев). Исчезающая степь. Stipa lessingiana, Agropyron pectinatum, Koeleria cristata, Poa bulbosa. 2021. Туш на бумаге, 60 х 60 см.
Юлия Моисеева (Днепр). Летящий физалис. Physalis. 2020. Акварель на бумаге, 50 х 40 см.
Алёна Гринчук (Киев). Увядший тюльпан. Tulipa ‘Alicante’. 2020. Акварель на бумаге, 38 x 28 см.
Максим Ширшин (Германия). Лист винограда “Витис Винифера”. 2021. Акварель на бумаге, 30 х 25 см.
Людмила Командир (Киев). Аллиум, декоративный лук. Allium. 2021. Акварель на бумаге, 42 х 30,5 см.
Но куратор выставки мне напомнила: были розы, целых две, одна из которых даже попала на афишу выставки!
На афише рисунок Светланы Лансе (Санкт-Петербург).
А роза эта - увядшая, вторая - нарисована углём, так что выглядит как чёрная роза! Надеюсь, без моих объяснений, вы понимаете, как эти две розы оказываются связанными со всем, что я поведал вам выше, но почему же я о них забыл? Даже неприятно: может, я не хотел их заметить?! Между прочим, в природе нет чёрных роз, а таковыми если и называют какие-либо, то из-за их тёмно-тёмно-красного цвета, возникающего, например, из-за химического состава почв и жаркого солнца, но у самих роз нет пигментных генов, отвечающих за чёрный цвет. Просто нет! Конечно, нарисовать углём розу могло быть “просто” интересной технической задачей, но куда девать настроение и состояние души?
Людмила Маркова (Киев). Роза. Rosa. 2021.Уголь на бумаге, 45 х 38 см.
Для меня многими этими рисунками - всеми! - выражено звучащее тысячелетия слово: “пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы”!
Так я услышал художников и их “модели”. Недавно мой друг, читающий и проживающий мои тексты в ЖЖ, обратился ко мне в письме: “Радагасту - другу природы!” Помните этого героя у Толкина? Истинное его имя Айвендил, которое, как и Радагаст, означает - ‘друг птиц’. Так и есть. Но я ещё и друг художников. Тех из них, кто испытывает потребность в мире, гуманности и добре.
Вот отворяет человек свою душу для друзей, а там, например, амариллис прекрасный, и пока что в полураскрывшихся бутонах, по которым трудно догадаться о будущих колокольчатых соцветиях.
Наталия Купчик (Киев). Амариллис прекрасный. Amaryllis belladonna. 2021. Акварель на бумаге, 50 х 35 см.
[1] - 1-ая выставка. Флора Украины. Всемирная выставка ботанического искусства. 18-27 мая 2018. Киев, Национальный ботанический сад им. Н. Гришко НАН Украины.
2-ая выставка. Выставка ботанического искусства. 18-26 мая 2019. Киев, Национальный ботанический сад им. Н. Гришко НАН Украины.
3-я выставка. Выставка ботанического искусства, 12 сентября - 29 ноября 2020. Киев, Национальный научно-природоведческий музей НАН Украины.
Из релиза нынешней 4-ой выставки: “Виставка ботанічного мистецтва вже вчетверте проводиться в Україні. Проходитиме з 11 вересня по 28 листопада 2021 року у Національному науково-природничому музеї НАН України. У її межах представлено 66 робіт, які створені 43-ма талановитими художниками з України, Польщі, Росії, Білорусії, Німеччини, Франції, Італії” (Людмила Командир).