Три года я работал в православной школе г. Ростова-на-Дону, пока эту школу своей волей не ликвидировал (официальный термин) митрополит Меркурий (Иванов), который захотел в здания школы и на её территорию перевести духовную семинарию. Любопытно, что этот деятель возглавлял тогда всё образование Русской православной церкви.
Школе обещали бывшие помещения семинарии, но обманули, не дали.
А последний год работы школы, когда нас обманывали, был годом нашей попытки выжить. Мы переходили с этажа на этаж (ремонт и переустройство здания начались с чердака). За этот год сформировался замечательный коллектив, ибо все случайные педагоги и воспитатели не стали работать в таких условиях. Мы видели, как выстроим работу школы, лишь бы нам дали будущее. Не дали.
Ещё несколько месяцев я пробыл в том же месте - уже не учителем школы, а библиотекарем семинарии. Мне нужно было осмыслить историю этой конкретной православной школы, просуществовавшей десятилетие, собрать свидетельства, написать хотя небольшое исследование и оставить его людям, не надеясь на публикацию. Я это сделал, и уехал из Ростова-на-Дону и России.
Мои иллюзии, моя идеализация России закончилась, и параллельно этому процессу я перестал демонизировать национально-освободительное движение Украины.
Процессы идут сложные и противоречивые. Разумеется, ты начинаешь лучше понимать, как и что будет развиваться в будущем в Украине и России, кто к чему идёт. Ты понимаешь, что о многом имел превратный взгляд. Ты готов смириться со своим положением учителя русского языка и литературы в стране, где не требуются учителя русского языка, и в конце концов найдёшь работу через Интернет-ресурсы даже по специальности. Ты выберешь те или иные плюсы, предпочтя не иметь тех или иных минусов. И, чем с более всеохватывающей бесчеловечностью ты сталкиваешься (бытовой, церковной, государственной), тем менее хочется иметь дело с такой страной.
Распад России, по моим впечатлениям и выводам, теперь неизбежен.
Теперь, когда Россия начала против Украины открытую войну, и это война ИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ, распад не просто неизбежен, но и максимально приближен в исторической перспективе.
Захватить (вернуть) под тот или иной вид контроля, но надёжного и для России приемлемого, окружающие её страны, если уж не полмiра.
Презрительно оболгать эти народы и страны («недонароды» и «недогосударства»), но в действительности этой ложью обманывать только себя, своё население, да ещё тех, кто в бывших колониях и полуколониях не утратил пока империалистических настроений.
Обвиняя других в фашизме, самому быть подлинно фашистским государством (Российская Федерация) по отношению что к своим гражданам, что к чужим. Прийти на чужую землю, как свою, начать взрывать, убивать, мстительно вымещая свои обиды. Ненавидеть...
Прогрессирующая бесчеловечность.
Обвиняя кого-то в национализме, пройти самой (России) всю его лестницу, какой она точно определена у русского историка ещё в XIX веке: «национальное самосознание» доходит до «национального самодовольства», достигающего в свою очередь «национального самообожания», но заканчивается лестница «национальным самоуничтожением».
Так что же мне, русскому человеку, не сказать самому себе: «Сойди с этой лестницы, ибо все, идущие по ней до конца, слетают в пропасть»?
Но где моя дорога? В новом каком-то национализме? Нет, конечно. Моя дорога в гуманизме, христианском гуманизме, но не «в изводе» патриарха Кирилла, оправдывающем нападение Российской Федерации на Украину.
Лишь один человек из Ростова-на-Дону написал мне, живущему в атакуемом российскими войсками Киеве: «Как ты? Жив ли ещё?»
Жив, чего и тебе желаю, мой единственный друг.