Люди и Ангелы (начало)

Nov 12, 2021 17:57





Инна Пантелемонова. Вдохновенным помогают ангелы. (Деталь.) Холст, масло. 160х80. 2017.

I

Меня многое не смущает. Я многое принимаю, почти всё. Почему? Потому что есть фантомная боль: отношусь к другим так, как хотел и хочу, чтобы относились ко мне, хотел в детстве, хотел в молодости, хотел в зрелые годы, хочу сейчас. Хочу человеческого человека!

Мы вступили в эпоху, которая начинается с этой фантомной боли, точнее, с её преодоления. Мы будем двигаться к человечности, к эмпатии, к принятию всех. Двигаться будем медленно, долго, но дорога теперь прямая. Дорога теперь понятна. Нам нужен человеческий человек! В себе и в других. Другого воспитать мы не можем, поэтому воспитываем себя. Мы увидели, как много мы ошибались, как не понимали многого в прошлом. Мы не можем вполне понимать смысл происходящего прямо сейчас.



Насмешливость постмодернизма как защитная реакция от боли уже не нужна. Мы готовы быть восторженными и серьёзными. Мы готовы смотреть в небо не хмуря брови. Мы готовы говорить прямо и просто, не прикидываясь кем-то из “бессмертных”, не меча бисер художественности и/или интеллектуальных изысков. Мы нашли точку опоры, самую ненадёжную, казалось бы. Но именно она выдерживает любые испытания. Это - ты, человеческий человек! Так что наибольшая наша потребность - в человечном мiре. Мiр всё сильнее размыкается, открытый мiр не может существовать без человечности. Закрытый мiр строит концлагеря и загоняет в них человечность. Человечность по национальному признаку - уродство. Человечность по имперско-державной принадлежности - уродство. Человечность по финансовому и любому другому цензу - уродство. Всё - всем, все века, все искусства, все науки. Планета Земля может принадлежать только человечности. Вселенная может принадлежать только человечности. Иначе им не быть.



Инна Пантелемонова. Картошка. Серия: Женщины. (Деталь.) Холст, масло. 100х150. 2017.

II

Я прихожу на выставку, расположенную в рекреации некоей “крутой” конторы. Рекреация - кольцеобразная. Поколебавшись, начинаю идти по часовой стрелке. Вот головы, похожие то ли на головы манекенов, то ли на замочные скважины. Плоские, силуэтные. Мне они не нравятся. Вероятно, это то, что осталось от прежней эпохи. Здесь нет человека и нет надежды на человека. Но это не значит, что здесь нет правды о человеке, или о какой-то его эпохе, или о каком-то его состоянии в той или иной эпохе. Я не отторгаю этого не нравящегося мне, я вчувствываюсь, насколько могу, в ту (художницу), которая, как ребёнок, размазывала краску в этих белых или чёрных “головёшках”. Надо приглядеться к тому, что вокруг них. Узоры, которые тоже ведь символы. Я думаю, новая эпоха “снимает” эту обесчеловеченность. Это и есть прямо выраженная боль, которую у нас есть потребность преодолеть. Художница её преодолевала, но я не уверен, что преодолела, хотя, как увижу позже, в конце выставки, если идти по часовой стрелке, цветочные узоры, а то и полупрозрачные черты лица начали заполнять “пустые” головы.

И вдруг я увидел Ангелов. Вот так: были неживые головы манекенов - и сразу Ангелы! О, очевидно, подразумеваются женщины (я не читал аннотацию к выставке, я ведь пошёл в другую сторону), но никакие это не женщины, это - Ангелы! Таково было моё первое впечатление, и оно не прошло при рассматривании картин. Ну да, выпекают хлеб... Ангелы, картошку копают... Ангелы, вино изготавливают... Ангелы, рыбу ловят... Ангелы. Ну и что, что нет крыльев?! Крылышки для ангелов-амурчиков придумали, кажется, в эпоху ренессанса. Иду и дивлюсь неожиданной перекличке между картинами Марии Перевальской, увиденными год назад в Музее литературы Украины [1], и этими картинами. Там были подлинно женщины, и дрова коловшие, и картошку копавшие. Но, как ощущается, нет большой разницы в неких не внешних чертах, а во внутренних свойствах между теми картинами и этими, точнее между теми персонажами и этими. А, может, нет разницы в потребностях художниц? Учтём, что на картинах с крестьянками из 50-ых годов ХХ века были воспоминания о прошлом из нашего времени, из новой эпохи, и потому не получился ни соцреализм, ни какое-нибудь постмодернистское эхо! И в чём сходство? В едином желании человеческой человечности, и верно, что такой, которая стремится к богочеловеческому выражению себя. Так что, словно наградой за моё отношение и предположение не без риска ошибиться стала в конце движения по часовой стрелке вначале картина “Вдохновлённым помогают ангелы”, на которой Ангел помогает скрипачу (как жаль, что у музыканта не огненная грива волос, как у “рыжего священника” из Венеции!), а затем картина “Благая Весть”, на которой Архангел протягивает Ангелу во плоти цветок, и я знаю, какой именно - белоснежную лилию, в луковицах вывезенную чуть ли не всю крестоносцами из Святой Земли. Вот, думаю я, история сделала свой широченный виток, и снова в цветке мы ищем и поддержку, и символ своего возрождения. Вспомните мои эссе о выставках ботанической иллюстрации в Научно-природоведческом музее НАН Украины: [2], [3]. Какой точный символ для тех, кто ищет опору в самом тонком и легко уничтожимом слое культуры - в человечности человеков! Если вы помните мои впечатления от “Сада Божественных песен” в исполнении Анны Лукьяненко, именно её триптиха на выставке в Центральном доме художника, то, наверное, заметили, что цветы в том саду, как мне показалось, несколько подвяли, причиной чего стали мы, люди, видно, далёкие от человечности, стремящейся к богочеловеческому выражению [4].



Инна Пантелемонова. Благая Весть. (Деталь.) Холст, масло. 100х120. 2017.

Вы побывали на выставке Инны Пантелемоновой [5]. Между прочим, у Инны цветочная серия велика (вообще говоря, а не на этой выставке). Букеты, яркие краски, радость жить и творить, ощущая, по её же словам, свободу именно в творчестве.



Инна Пантелемонова. Цветы от него. Холст, масло. 100х100. 2017.

[1] https://s-a-plotnikov.livejournal.com/23461.html

[2] https://s-a-plotnikov.livejournal.com/23189.html

[3] https://s-a-plotnikov.livejournal.com/35467.html

[4] https://s-a-plotnikov.livejournal.com/36461.html

https://s-a-plotnikov.livejournal.com/36841.html

https://s-a-plotnikov.livejournal.com/37049.html

https://s-a-plotnikov.livejournal.com/37313.html

[5] “Смыслы” - так называется эта выставка, в этом же году проходившая в Национальном музее Тараса Шевченко. С 2002 г. Инна Пантелемонова - член Национального союза художников Украины.

#ангелы, #садбожественныхпесен, #григорийсковорода, #анналукьяненко, #иннапантелемонова, #впечатленияисмыслы, #марияперевальская

Previous post Next post
Up