Упрощение культуры

Aug 19, 2021 09:12





Сады в Сваляве. Фото: Сергей Плотников.

Сравнения, всяческие, бывают не только вольными, но и невольными. Например, в нашем случае: выезжали из Закарпатья в Прикарпатье и поневоле сравнивали дороги, по которым ехали, дома вдоль этих дорог, говор людей, с которыми общались, и пр. Впечатления субъективны, посему у сидящих в авто возникали время от времени споры, интеллигентно не доводимые до крайностей, впрочем, нередко впечатления совпадали.

Например, совпали в том, в какую сторону изменилось «всё» в Косове, куда мы перебрались из Свалявы. Косов (укр. Косів) - небольшой городок в Ивано-Франковской области, мы приезжаем сюда уже в пятый или шестой раз (сбились со счёту). Тут уж происходит сравнение одного и того же объекта с ним же самим, сравнение тем более напрашивающееся, что из-за ковида мы не были здесь в прошлом году. Сами понимаете, изменения или отсутствие их бывают в обоих случаях, как со знаком «плюс», так и со знаком «минус». Лучшие варианты: «плюс», если нечто хорошее как было, так и осталось, и, если нечто плохое исправили на хорошее, тоже «плюс». Вот только кто и как понимает, что есть «хорошо» и что есть «плохо». В нашем случае сравнение выявило, как нам кажется, неблагоприятную тенденцию, мной обозначенную как УПРОЩЕНИЕ КУЛЬТУРЫ.



На что мы сразу же обратили внимание? Раньше «наш» коттедж был в саду, остававшимся от последнего газды, а теперь половину, если не большую часть, сада хозяева базы отдыха уничтожили и соорудили в нём на месте пруда открытый бассейн при том, что закрытый как был, так и есть, а из лесных опушек сделали стоянки для авто. Очень метко заметила Ирина, двоюродная сестра Helen, и буквально одним словом: «Турция».

Разумеется, от «нашего» коттеджа мы вынужденно отказались, ибо вместо тишины и пения птиц нас ждал бы человеческий гам, шум, визг детей, попсовая музыка, а вместо лицезрения озерца и деревьев вокруг него в глаза лезли бы бассейн, лежанки, тела. Хотя бы старый явор оставили между бассейном и тем коттеджем! Но, наверное, он отбрасывал тень на «пляж»... И мы отдалились от «центра развлечений» как можно дальше, на самый край базы, под лес.

Не только мы ушли из сада, но ушли сойки, очень умные птицы, - помню, как они устраивали обучающие игры для молодых птиц, - ушли зелёные дятлы - помню, как они набирали в длинный клюв в мокрой траве с десяток насекомых за раз и уносили их в гнездо, - ушли даже некоторые травы, вроде звягеля или травы кентавра. Вот, готовят склоны под газоны, насыпая и трамбуя гравий и песок, сверху насыпая откуда-то завезённый чернозём и уже в него высевая семена газонной травы. Если бы и правда они могли уйти, травы и деревья, но их ведь просто уже нет...



Звягель (Vicia silvatika). Фото: Сергей Плотников.

Ещё из неблагоприятного, на наш взгляд: опытный повар заменён тем, кто только осваивает профессию, а в городке исчез ресторанчик с уникальной местной кухней, заменённый пиццерией, да и везде по городу - «суши», «бургеры» и т.п. «Добило» нас то, что закрылся магазинчик с этнографическим антиквариатом, собранным в Покутье: всеми этими прялками, мисками, рушниками, половиками, вышитыми картинами и иконами и пр., что имело действительно историко-культурную и художественную ценность.

Очевидно, что ковид интенсифицировал процессы упрощения культуры, но он не есть первопричина. Предоставляю всем возможность самостоятельно подумать над вопросом о причинах, от самых общих, вроде энтропии, до более конкретных, вроде потрафления вкусу большинства, чтобы больше заработать. (Кто-то лукаво говорит о необходимости выжить.) Но кто формирует вкус большинства, чтобы больше заработать? Разумеется, неупрощённая культура требует больше усилий, больше времени, больше образования, больше развитых талантов, больше самоотдачи, больше гуманности, больше терпимости, больше разнообразия культур и больше финансовых вложений, однако становится уделом «маргиналов», «бессребреников» и «энтузиастов». Я закавычил эти слова из-за их амбивалентности в понимании и употреблении. Скажем, слово «маргинал» может быть в чьих-то устах унижением человека, а в чьём-то понимании даже достоинством в заманипулированном и попсовом мiре - кстати сказать, так и возникают субкультуры, подчас неприятно удивляющие и раздражающие «всех»...

И встретилось ли хоть что-то, что утешило? Меня, как обычно, утешила природа, точнее, возможность делать открытия для себя, наблюдая в природе кого-то и что-то, ещё не уничтоженное ни безудержной погоней людей за прибылью, ни катастрофическим изменением климата, впрочем, тоже обусловленным антропогенными факторами. Вначале утешила лещина, глядящая прямо в окно своими круглыми листочками и светлыми незрелыми орешками в зелёных корзиночках, затем - карпатская чёрная белка, завтракающая в этом орешнике, вообще-то, тёмно-тёмно-бурая с белыми грудкой и животиком. Здесь - граница леса и базы отдыха. На границе - высокие ели, а под ними заросли лещины. Потом стало интересно наблюдать за тем, как собачонка, обжившаяся на базе отдыха, защищает «свою» территорию от белок. Собственно, они ни на что не посягают, кроме крыш и чердаков, что иногда беспокоит некоторых постояльцев коттеджей, которые просят даже травить ядом белок, но те его пока распознают. Наивные и игривые: когда стучат битой в потолок, они решают, что с ними вступили в игру, и начинают с ещё большим энтузиазмом и шумом катать по чердаку грецкие орехи...



Карпатская чёрная белка. Фото: Сергей Плотников.

Природа приспосабливается, как может, к изменяющимся условиям. И страшно, и интересно знать и видеть, как юг и юго-восток Украины постепенно превращаются в полупустыню (вспоминаются израильские поля, как тяжелобольной, в «трубочках» капельного орошения), а север и северо-запад заливают всё увеличивающиеся осадки. Здесь, в Карпатах, уже сейчас обрушивается немало ливневых дождей, поскольку, как объясняют специалисты, «воздушные массы поднимаются вдоль гор, охлаждаются и дают больше осадков» (С. Краковская в «Правде Украины»). Грозы следуют одна за другой, всё чаще обесточиваются населённые пункты, исчезает интернет, больше оползней, ведь ещё и строить стали иначе: не лёгкие деревянные дома, а тяжёлые бетонные коробки...

Мы, люди, предполагаем, что за периодом упрощения культуры последует - после некоего переходного периода более или менее длительного - период усложнения культуры, глубокого её развития, но дело в том, что от этих «перепадов» случаются «точки невозврата», когда уже не будет того, что было прежде.

Чем вызывается то или иное конкретное упрощение или усложнение культуры? Обнаруживается россыпь ответов, пока слабо обобщённых, чаще в виде судеб конкретных людей в конкретных обстоятельствах. Например, моя личная культура всё более усложняется, одновременно маргинализируясь в обществе, где я не могу преподавать на русском языке, а в Россию уезжать не хочу, прожив большую часть жизни в Украине, кроме первых семи лет в Польше, и я больше прежнего пишу (на русском же языке), и пишу в стол, конечно. Проблема маргиналов в том, что они не нужны ни «тем», ни «этим», если не вовсе вредны/опасны/страшны/неприятны/безразличны «тем» и «этим», и они вынуждены жить между мiрами, по большей части незаметно, и, кто знает, может, это для них благо - в мiре столько парадоксов...

Собачонка, дремавшая на крыльце, вскочила и, уставившись на кусты орешника, зарычала. Что, белка? Я присмотрелся - да, белка... По утверждению местных жителей, чёрную белку стало удачей увидеть в лесу, поскольку её вытесняет из него обычная рыжая белка. (И здесь упрощение - в природе.) Чёрных белок и вообще становится меньше, и выживающие из их числа, приспосабливаются жить в недоступных для рыжих условиях: на границе человеческого жилья и леса, прячась от людей и рыжих белок и делая зимние запасы на чердаках деревянных коттеджей с деревянными же гонтовыми крышами. Как рассказывал мне местный житель Владимир, при ремонте кровли он обнаружил, что весь чердак его летней кухни засыпан толстым слоем скорлупы грецких орехов, так что и утеплять его не было нужды. Чёрные белки - маргиналы природы...

Очевидна диалектика: незаметно в упрощении культуры зарождается то, что в скрытом сопротивлении и борьбе за полноценную жизнь преодолевает примитив и однообразие, чтобы не сказать единообразие, выстроенное по общему идеологическому лекалу угодного и неугодного, кто бы это лекало не прикладывал ко всему человеческому обществу или отдельным душам.



Ливень в Косово. Август 2021 г. Фото: Сергей Плотников.

#карпатскаячернаябелка, #косов, #карпаты, #маргиналы, #культура

Previous post Next post
Up