Горные курорты, романтический блеск снежных вершин, горнолыжный спорт и элитарный отдых для обеспеченных людей - таким видятся европейские горы с точки зрения обывателей. Но совсем иначе заснеженные пики выглядят из кабины пилотов. Например, аэропорт Шамбери во Франции, совсем рядом с Женевой и знаменитым Куршевелем, считается одним из самых сложных в Европе. Об особенностях полётов в этот непростой для пилотирования аэропорт рассказал Владимир ГАЛАНОВ, старший пилот-инструктор лётно-методического отдела авиакомпании «Глобус».
- В какие сложные для пилотирования аэропорты приходится выполнять рейсы пилотам S7 Airlines и, в частности, авиакомпании GloBus?
- В первую очередь это Сочи, Улан-Удэ, Якутск, когда-то летали в Магнитогорск. Из зарубежных, в которые довелось полетать и мне в «Глобусе» - Шамбери, Овда, Пула, Ираклион, Акаба, Тиват, Сплит, Бургас, Неаполь, Аликанте, Анталия, Эрзурум и другие.
В этом списке Шамбери, конечно, является рекордсменом по сложности, он считается одним из самых непростых в мире. Красивых визуальных заходов на посадку много: те же Сплит или Тиват, но с точки зрения организации и выполнения полетов они не являются особо сложными.
Особенность Шамбери в том, что авиационные власти Франции предъявляют к выполнению рейсов в этот горный аэропорт специальные требования как к экипажам, так и к авиакомпаниям в целом. Они заключаются в особых видах подготовки пилотов и получении специальной лицензии для авиаперевозчика, планирующего выполнять рейсы в Шамбери. Этим нам и пришлось заниматься в 2008 году. Я ездил в Шамбери, осматривал аэродром, беседовал с администрацией. Заключались необходимые договора на обслуживание.
- Как проходило лицензирование?
- В вопросах лицензирования существует несколько значимых этапов. Мы как авиакомпания, выполняющая коммерческие полёты, должны обязательно подготовить экипажи для полётов в такой сложный аэропорт на тренажере, который оснащен подробной визуализацией, имеет базу данных рельефа и навигационную базу данных для аэродрома Шамбери. После этого, согласно российским авиационным правилам, мы должны выполнить две «провозки» на этот аэродром. Сам процесс получения лицензии авиакомпании от французских властей тоже не очень простой, и занял у нас 3 месяца с момента подачи заявки.
Подготовка пилотов «Глобуса» для полётов в Шамбери начиналась в 2008 году. Тогда необходимых тренажеров в S7 Training еще не было, да и в соседних европейских государствах подходящих тренажеров было не так уж много. Первые шесть командиров воздушных судов, которых я готовил и сам с ними тренировался, обучались в авиационном учебном центре в Осло (Ред. - столица Норвегии). Сейчас тренажер Boeing 737 NG, который стоит в учебном центре S7 Training, после установки новой системы визуализации позволяет производить эту тренировку в полном объеме не покидая московской области.
- Расскажите об основных особенностях и сложностях, которые ожидают пилотов при полётах в Шамбери?
- На аэродром Шамбери возможны два захода. С севера - по обычной оборудованной системе ИЛС, правда с очень крутой глиссадой, но ветровая обстановка там обычно такая, что она не позволяет произвести посадку по оборудованной системе. Заход с юга возможен только по процедуре визуального маневрирования по предписанному пути (circle-to-land with prescribed flight tracks).
В горной местности ветер всегда изменчивый, порывистый. В разных горах ветер имеет свои особенности, которые подробно описаны и внимательно изучаются. В Шамбери, как правило, с утра ветер удобен для захода по ИЛС, а после обеда разворачивается и не позволяет произвести посадку с севера. Это связано с прогревом склона. Также в горной местности чаще бывает сдвиг ветра из-за специфики рельефа, что усложняет пилотирование самолета и выдерживание заданных параметров полета.
Еще одна особенность Шамбери - отсутствие ночных полетов, аэропорт работает только в светлое время суток.
- Сложности возникают только на посадке, или взлет тоже сопряжен с трудностями?
- При взлете в Шамбери тоже есть особенности. «Глобус» выполняет полеты в этот аэропорт на двух модификациях воздушных судов. При полетах на Boeing 737NG особых проблем не возникает. На Boeing 737-400 сложнее, для него существует ряд ограничений по взлету. На моей памяти было несколько случаев, когда для выполнения взлета в соответствии со всеми нормативами приходилось уменьшать коммерческую загрузку.
При полетах в горных аэродромах для допуска самолета очень важный показатель - это тяга двигателя, чтобы она была достаточной в случае отказа. По этому показателю Boeing 737NG подходит лучше, чем 737-400.
Полоса в Шамбери довольно короткая, чуть больше 2000 м, поэтому очень важен точный расчет на посадку. Тут высокие требования к полосе: не предусматриваются полеты на скользкую полосу, на влажную - словом, когда условия неидеальные для уверенной посадки.
- Часты ли задержки рейсов, например из-за снегопада?
- Задержек из Шамбери, как правило, не бывает. Они чаще возникают при полете туда: из-за ветра, из-за высоты облаков, что снижает «минимум» на посадку, который, в отличии от большинства других аэродромов, зависит от посадочной массы самолета, поэтому возможности танкирования топлива ограничены.
- Сколько пилотов «Глобуса» подготовлены для полетов в Шамбери?
- Специальные требования французских авиавластей распространяются не на весь экипаж, а только на командиров воздушного судна. По данным на прошлый год у нас было около 20 пилотов, имеющих необходимый допуск. На этот год планируется увеличение. Кроме того, полученный навык нужно регулярно поддерживать: если командир не летал в Шамбери год, он должен снова пройти подготовку.
- Как начинались полеты, Вы ведь сами были в составе первого экипажа?
- Первый полет в Шамбери состоялся в конце декабря 2008 года. К счастью, существующие лётные правила позволяют двум инструкторам, прошедшим необходимую тренажерную подготовку, слетать в первый раз вместе, оформить друг другу «провозку» и далее уже осуществлять подготовку других пилотов.
Шамбери - довольно загруженный аэропорт. Туда летает много европейских авиакомпаний, в том числе на Boeing 757, есть и малая авиация. Надо не забывать, что совсем рядом находится Куршавель, и многие путешественники летят до Шамбери, а там арендуют маленький самолет и самостоятельно летят в Куршевель.
- Какова роль лётно- методического отдела GloBus в подготовке к полетам?
- Методика выполнения захода на посадку и посадки в Шамбери, разработанная лётно-методическим отделом (ЛМО), подразумевает максимальное использование автоматических режимов полета, поэтому для большей безопасности мы выполняем заход на автопилоте, практически до самого конечного участка. Для аэродрома Шамбери это оправдано, потому что визуальный полёт, совмещенный со сложным рельефом местности и условиями замкнутого пространства ущелья требуют от пилота особой концентрации внимания
Очень велика роль штурманской службы. Ею были разработаны обучающие материалы для подготовки пилотов к полетам на этот аэродром, в том числе с применением современных компьютерных технологий, наглядно демонстрирующие особенности выполнения полетов, куда была добавлена методика выполнения полетов, разработанная нашим методическим отделом. Также большая роль штурманской службы заключается в составлении расчетных таблиц, которые позволяют правильно принимать решение о возможности взлета в тех или иных условиях.
- Почему разрабатывали собственную методику, нельзя ли было взять готовую?
- Можно было, но мы говорим о процедурах в кабине, об управлении конкретным типом воздушного судна. Другие авиакомпании обычно свои технологии не продают. Они готовы поделиться общим опытом по безопасности полётов, но конкретные методики нужно готовить и доводить самостоятельно с учетом эргономики и пилотажных возможностей конкретного типа самолета. У нас до окончательного варианта применяемой на сегодня методики проработка шла около 3 лет. Этот накопленный опыт бесценен: наша методика «высокоавтоматична» и позволяет очень безопасно и подконтрольно выполнять полеты в Шамбери - очень сложный горный аэропорт и доставлять российских туристов и любителей горных лыж максимально близко к одним из лучших европейских горнолыжных склонов, расположенных в южных Альпах.
- Спасибо за рассказ!
Записал Сергей АЛЕКСЕЕВ
Справка:
Аэропорт ШАМБЕРИ (Chambery)
Стран Франция
Код IATA (ИАТА) CMF
Код ICAO (ИКАО) LFLB
Часовой пояс +1.0 GMT
Географические координаты Широта 45.64 Долгота 5.88
Длина взлетно-посадочной полосы 2020 метров
Высота над уровнем моря 237 метров
Официальный сайт
http://www.chambery-airport.com