Из воспоминаний бывшего первого заместителя командира авиаотряда Юрия Николаевича Городкова (в аэропорту Иркутска он работал с 1961 года).
Зондировщики
В аэропорту Иркутска во времена Ту-104 стояли зондировщики Ли-2. Они делали важную работу, если в аэропорту был туман или низкая облачность. Когда очередной Ту-104 подлетал к городу, «навстречу» вылетал Ли-2, проходил над полосой и распылял концентрат углекислоты. В тумане или облаках образовывалась «просека» и в нее садился 104-й.
Ответственность этой работы была очень большой - вечером накануне в Москву докладывали о готовности Ли-2 к вылету утром (туман в Иркутске в основном утром, тогда же приходил борт с Москвы). Если на Ли-2 были обнаружены неполадки, то их исправляли ночью.
Эти зондировщики (два Ли-2 и позже один Ил-14) были приписаны к УТО-14. Летчики также были из УТО.
Углекислоту с Ли-2 в первое время раскидывали лопатой через открытую дверь - двое «рабочих» были привязаны. На Ил-14 уже появились баллоны с углекислотой. На самолете их могло быть 6-9 штук. По одному иллюминатору с каждого борта снимали и делали вместо них железную заслонку, в которую выходили штуцера с баллонов.
Выкидку надо было делать над облаками с учетом поправки на ветер. На Ил-14 также летом вызывали дождь и тушили пожары (с помощью выкидки углекислоты в нужных местах).
Фото из музея аэропорта Иркутска. Внуково 1957 год.