История службы бортпроводников. Ил-14. Часть 1

Feb 19, 2012 23:24




Начинаю публиковать рассказ бывшего начальника службы бортпроводников Толмачевского авиаотряда (Новосибирск) Галины Федоровны Крячек. Какой была гражданская авиация в прежние времена. Текст может правиться по ходу общения.

Работа на Ил-14, городской аэропорт Новосибирска. 1954-58 годы. Часть 1.

Детство
Я родилась в 1936 году в Шадринске Курганской области. Отец погиб в 1943 году на войне. В семье было 4 детей. 9 мая отмечали в школе, мне было 9 лет. Я дружила с тремя девочками. Они все радовались, что война закончилась. А у меня произошел надлом, я наревелась, что у них отцы вернулись с войны живыми, а мой отец нет. И отошла от них. Хотелось, чтобы в доме был старший мужчина. Больше времени дружила с мальчиками. Меня в свою компанию взял старший брат, на 4 года старше. Мы ходили на лыжах, ездили на велосипедах, плавали. У меня хорошо в спорте получалось. В Шадринске в это время было штурманское летное училище. Оно было за городом, я там не бывала. Сама к тому времени на самолете ни разу не летала, но в воздухе видела много самолетов из училища.

Новосибирск
После окончания школы отучилась в училище в Магнитогорске. Меня позвала к себе сестра отца в Новосибирск. Я приехала в мае 1954 года. И думала пойти по спортивной линии. Была уже КМС по лыжам в 18 лет. Хотела работать, а не учиться. Про авиацию мыслей не было. У тети был сын, мой двоюродный брат, он работал в городском аэропорту наземным техником на Ил-12. И он предложил мне пойти в аэропорт на работу в бортпроводники.
Я пришла и попала к командиру 114го летного отряда Белецкому. Мне было 18 лет, а в бортпроводники женщин брали с 19 лет - это требования документов Аэрофлота тех лет. Сказала, что я спортсменка. Вызвали начальника отдела кадров и говорят «Оформляй». Тогда спортсмены были нужны, так как проводились соревнования между авиапредприятиями. То есть, взяли с нарушением по возрасту.
Тогда было в отряде всего шесть бортпроводников, вместе со мной. Четверо примерно лет 40 и нас с Валей Талаловой двое молодых.

Обучение (незаконченный текст)
Первый инструктаж был по технике безопасности. Его проводил старший механик отряда Тимофеев Федор Иванович, у него была тройня мальчиков и позже ему присвоили звание Героя Социалистического труда.
Он привел меня на самолет Ил-12. Показал салон, рассказал устройство. В салоне была печка, но мы зимой летали практически не снимая пальто - было холодно). Показал как ходить по стремянке.
Рабочее место было в конце салона, там маленькое кресло с ремнем. Объяснил, чтобы больше трех в хвосте не собирались. Добавил еще: «Ты симпатичная, чтобы вокруг тебя пассажиры не толклись».
Сначала я летала около года на Ил-12 СССР-Л1363. Затем наш самолет ушел в ремонт. Вместо него я оказалась на новом Ил-14 СССР-Л1781, с завода и примерно полтора года на нем летала. Тогда самолеты были приписаны к экипажам, вместе с бортпроводником. В летном экипаже Ил-14 было четыре человека - командир Бахолдин, второй пилот Матвеев Владимир, радист Зыбко и бортмеханик Невзоров. Штурмана не было. Командиру было лет под 40, второй был самый молодой - 28 лет. Все дни рождения отмечали вместе.

Регистрация и посадка (незаконченный текст)
В то время еще не было здания аэровокзала (его открыли в декабре 1957 года), его строительство еще не началось (началось примерно в 1956-м). На привокзальной площади стоял двухэтажный барак (он сохранился до сих пор), в котором находились медсанчать и отдел перевозок, то есть регистрация, буфет. Чуть дальше в сторону складов находился еще один двухэтажный барак. Второй его этаж делили ЛО 114 и 115, на первом было общежитие. В ЛО 114 были Ли-2 (там тоже было несколько бортпроводников).
Троллейбус еще не ходил. Я жила на пл. Калинина и ходила в аэропорт пешком. Была дорога, ходили автобусы, но редко. Кажется, номер 6.
Пассажирский билет был с контрольным талоном, который отрывался на регистрации. Этот талон заполнялся регистратором (вносилось ФИО пассажира) и заносился в сопроводительную ведомость к рейсу. Она была в двух экземплярах. Один экземпляр забирал второй пилот, вместе с почтой, которую брал под расписку. Бортпроводник этим не занимался. Центровку также рассчитывал второй пилот. Он же делал штурманские расчеты.
Багаж пассажиров не взвешивался. Досмотра не было. После регистрации пассажиры ждали рейса тут же в бараке, были лавки. Вокруг поля был забор высотой 50 см.
Под стоянки для посадки пассажира был заасфальтированный участок перрона, на три самолета. Остальные стояли дальше. Перед рейсом самолет готовили и он своим ходом подруливал к искусственному перрону. Бортпроводник и летный экипаж были уже на борту.
Был сотрудник в должности носильщика. Он подвозил к самолету трап. Он же загружал багаж и мог помочь пассажирам нести багаж от перевозок (барака).
К хвосту самолета крепилась штанга, которую выставляли, чтобы самолет не опрокинулся на стоянке.

Салон (незаконченный текст)
Посадка была на свободные места. Дверь была с правого борта за крылом. Сначала садили женщин с детьми, я специально просила мужчин об этом. Их садили вперед. Высаживали наоборот сначала с задних рядов. Впереди было самое шумное место, напротив винтов, но там меньше всего качало. В хвосте был один туалет, с химжидкостью. Умывальника и зеркала не было. Спинки кресел в салоне были фиксированные, не отклонялись.
На борту был термос, я должна была его наполнить и принести на самолет перед вылетом. В ресторане аэропорта закупались бутерброды. В полете информацию делаешь (какую?) и предлагаешь чай и «легкий завтрак». Нам выдавали под отчет деньги на бутерброды (сыр и колбаса), которые мы покупали в буфете аэропорта перед рейсом. Брали на рейс по 10-20 штук. Их можно было продавать пассажирам и возвращать деньги. Но у меня немного возвращалось, так как часть съедала сама и экипаж. Часть пассажиров брала с собой еду из дома, в котомках. Вареные яйца и т.п.
Экипажем сбрасывались и покупали шторки в салон. Когда самолет был на формах, мы с механиком проверяли как его убирают. Бывало, и сами мыли. Выдают с формы - наша проверка с механиком. На облет уже собирается весь экипаж.
Перед рейсом мы с механиком также приходили на самолет за час до вылета. Обязательно перед каждым вылетом приходила медсестра со стартового медпункта и проверяла салон на чистоту, следила за пылью и грязью на креслах и полках.

Маршруты
Летали Новосибирск - Омск - Свердловск - Казань - Моква (Внуково). Во Внуково отдыхали сутки или двое, вместе с самолетом. Жили там в поместье Валуево. "После войны в Валуеве находился профилакторий Внуковского аэродрома", цитата из Яндекса. Это 30-40 минут на автобусе на юг от аэропорта, нас отвозили туда отдельным транспортом. Также были рейсы Новосибирск - Красноярск - Иркутск и Новосибирск - Киренск - Якутск.

Продолжение следует.

Фото салона Ил-14 взято в интернете.

терминал, бортпроводники, история авиакомпании, Новосибирск, самолет, аэропорт, история авиации, регистрация, салон

Previous post Next post
Up