«В воздушном бою под Брестом…»

Jun 22, 2011 16:17




Рассказ в корпоративной газете S7 от имени бывшего командира Толмачевского летного отряда Ту-104, фронтовика, бомбардировщика, Виктора Марковича Купало, проживающего сейчас в Минске.

«В воздушном бою под Брестом…»

На каждом крупном предприятии есть свои легендарные личности. В Толмачевском авиаотряде такой личностью был и остается Виктор Маркович Купало. Фронтовик, командир летного отряда Ту-104, командир первого рейса Ту-104 ЗСУ ГА в Москву, член Коллегии МГА СССР, кавалер двух Орденов Ленина, Заслуженный пилот СССР. Уже много лет Виктор Маркович живет в Минске, на своей родине. С помощью его внука Константина Пивеня мы смогли получить ответы на ряд вопросов о летном пути Виктора Марковича. Сегодня публикуется первая часть интересного рассказа - о довоенном прошлом авиации Западной Сибири и Великой Отечественной войне.

На АНТ-9 в Новосибирске

Я закончил Тамбовское авиационное училище в 1935 году и попал в Омск. На двухместном П-5 (Р-5) летал по почтовой трассе Москва - Новосибирск, обслуживая ночной участок Свердловск - Новосибирск. Ночью летали по светомаякам, которые были установлены на расстоянии примерно 100 км друг от друга. В 1938 году я был переведен в городской аэропорт Новосибирска в порядке повышения на самолет АНТ-9. Основными направлениями были полеты в Москву, Омск, Иркутск, Барнаул и Кемерово, зимой - вдоль Оби до Каргасока (Томская обл.). АНТ-9 (ПС-9) был первым советским магистральным пассажирским самолетом. Он имел комфортабельный салон с 9-12 креслами, оснащенный туалетом и гардеробом.

Предвоенные годы

Вскоре в Новосибирске появились первые скоростные (до 350 км/ч) почтовые самолеты ПС-40 (гражданская модификация бомбардировщика СБ). На трассе Москва - Хабаровск в Новосибирск они поступили первыми. Полеты выполнялись днем и ночью, а также в сложных метеоусловиях. В этот период мне приходилось 2-3 раза уходить на запасной аэродром в Толмачево. Здесь еще до войны базировались подразделения ВВС СибВО, в основном истребители.
В ноябре 1939 года началась война с Финляндией. По приказу ГУГВФ я с экипажем был вызван для обеспечения связью наших войск. Полеты на ПС-40 выполнялись по маршруту Москва - Ленинград - Петрозаводск - Ухта - Кемь - Мурманск с посадкой на этих аэродромах. Полеты проходили в сложных метеоусловиях (были сильные морозы).
После финской войны я продолжил летать в Новосибирске. В 1940 году экипажи ЗСУ ГА, в том числе и я, проходили переучивание на пассажирский ПС-84 (лицензионный Дуглас DC-3, будущий Ли-2). В июне 1940 года начались полеты на ПС-84 по трассам ЗСУ ГА.

Авиация дальнего действия

В феврале 1941 года вместе с другими командирами кораблей ГВФ, которые имели большой опыт летной работы, я был призван в армию. По приказу Сталина был сформирован 212-й полк авиации дальнего действия (АДД) на самолетах ДБ-3Ф (Ил-4). Имея большой опыт полетов в сложных и ночных условиях, этот полк, основу которого составили гражданские пилоты, был необходим для стратегической авиации. В полку командирами экипажей и заместителями командиров эскадрилий были назначены пилоты ГА. Базировались в Смоленске. Командиром полка стал Александр Голованов, во время Великой Отечественной возглавивший всю АДД.

Первый бой

В первый день войны полк был в бою, получив боевое крещение. Первый день экипажи полка выполнили боевые задания успешно, без потерь. 23 июня в связи с прорывом фронта бронетанковыми частями немцев в брестском направлении нам и другим частям ВВС был дан приказ выполнить массированный налет на силы противника.
Немцы бросили против наших самолетов многого истребителей. В воздушном бою под Брестом (район Кобрина) мой штурман сбил Мессершмитт-109. Нас атаковали еще два Мессершмитта и сумели поджечь нам левую силовую установку. Загорелся бензин из разбитых баков. Я дал команду экипажу покинуть самолет на парашютах. Штурман Токарев и я спаслись, радист и стрелок погибли от огня истребителей врага. Я немного обгорел, спас меня затяжной прыжок с парашютом. Еще в самолете получил тяжелое ранение левого плеча. Штурман на земле сделал перевязку своим нательным бельем. Выбирались по болоту. В итоге трудного пути (телега, поезд, самолет) с ранением я был доставлен в Москву. После выздоровления прибыл в свой полк.

Против танков Гудериана

Прошло много времени после войны, но события войны всегда в памяти и снятся во сне. Осенью 1941-го немцы были под Москвой. Для окружения Москвы на юге Москвы в районе Трубчевска действовала 2-я танковая армия Гудериана. Перед АДД была поставлена задача уничтожить ее. Используя ночное время, опыт боевых полетов с применением световых парашютных бомб, мы эту задачу в своей части выполнили. Угроза Москве с юга была ликвидирована. За эту операцию я был награжден первым Орденом Ленина.

Среди аэростатов

Эпизодов много, всех их не опишешь. …полет на боевое задание в 1941 году в район Кременчуга (немцы форсировали Днепр). При бомбежке переправы наш самолет оказался в кольце подвешенных аэростатов противника. Для нас это была своего рода западня, из которой трудно уйти, особенно ночью. Нас бог миловал и мы ушли, несмотря на обстрел зенитной артиллерии и освещение прожекторов. На моем борту за штурмана был комиссар авиаполка Петленко, который после сказал, что чудо бывает один раз в жизни.

Военный Новосибирск

В октябре 1941-го я с фронта прилетел в Новосибирск на смену двигателей. Командующий дал мне трое суток, чтобы использовать эту возможность. Меня встретила жена с дочерью Надей, держала на руках и плакала. Новосибирск был городом, где ковалась победа - все для войны, все для фронта. Аэрофлот был составной частью армии. Новосибирск невозможно было отличить от фронтовых городов.

Ил-4

Самолет Ил-4 (ДБ-3Ф) был основным дальним бомбардировщиком. Два двигателя М-88 мощностью по 1200 л.с. обеспечивали крейсерскую скорость до 350 км/час и высоту полета до 6000 м. Дальность полета составляла 4-6 тыс. км. Бомбовая нагрузка, в зависимости от заправки топливом, была до четырех тонн.
В первые дни войны полк имел потери при полетах в дневное время из-за слабости бортового вооружения. В дальнейшем это было исправлено за счет установки крупнокалиберного пулемета и добавления четвертой огневой точки. Экипаж был в составе четырех человек - летчик, штурман и два радиста-стрелка. Бытовые условия были примитивными и некомфортными. За период войны я летал на четырех самолетах, один потерял в воздушном бою, другие менялись по техническим соображениям. Это был очень живучий самолет.

День Победы

Встречу дня победы трудно описать, ибо это событие было одним из самых ярких страниц в истории всех народов. Для нас, советских людей, это был праздник радости и слез, он останется в памяти на всю жизнь. Не было такого места, где люди нашей Родины - СССР не чувствовали бы себя как родные братья на века. Из Новосибирска я летал по всей стране и в братские государства, все это видел и ощущал великую радость и ликование, сердечные отношения и благодарность за то, что отстояли мы мир во всем мире. Встречался и с братьями по оружию, однополчанами. Эти встречи были торжеством нашей победы. Вспоминали и о тех, кто отдал свою жизнь за всех нас и наше будущее счастье.

Снова в ГВФ

После окончания Великой Отечественной я вернулся в Новосибирск, где служил в ВВС СибВО. С 1946 году снова в ГВФ, где начал летать на Ли-2. В 1947 году был признан «Лучшим пилотом ЗСУ ГВФ»…

…О работе Виктора Марковича в Новосибирске-Северном и Толмачево мы расскажем в следующих номерах.

Новосибирск, Толмачево, история авиации, Омск, пилоты, история авиакомпании, Москва

Previous post Next post
Up