Не суди и не судим будешь
Эти евангельские слова лучше всего отражают тот принцип, на котором основана самооценка.
Вот когда вы жалуетесь, что у вас низкая самооценка и ненавидите тех, кто вам ее опускает (плохо кормит корону), начиная с мамы, вы скорее всего понятия не имеете, что самооценка отражает ваш собственный критический взгляд на людей.
Многие думают, что евангельские слова призывают к милосердию и обещают за это поблажки после смерти, на Страшном Суде.
Но в другом месте те же слова Христа толкуются подробней.
“Неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же” (Рим.2:1).
Ваша оценка других людей и ваша самооценка - это по большому счету - одно и то же. И для того, чтобы начать лояльней относиться к себе, не испытывая приступов отвращения и гнева на себя, надо научиться относиться философски ко всем недостаткам людей. И недостаткам внешности и недостаткам характера.
Относиться философски (или диалектически) - это значит видеть неоднозначность и условность любых оценок, осознавать динамику изменений, а главное - понимать, что любое суждение и оценка - это интерпретация, и от контекста эта интерпретация меняется. Философский взгляд - это взгляд не столько объективный, сколько осознающий субъективность любого взгляда. Это взгляд, готовый опровергнуть любое свое видение (туда и обратно) или хотя бы поставить его под сомнение.
Многие люди не верят, что самооценка связана с оценкой других, потому что наблюдают вокруг себя тех, кто "в чужом глазу увидит и соринку, в своем глазу не видит и бревна". То есть осуждая других, многие выгораживают себя, а понося других, вечно нахваливают себя.
Это действительно так, но это не значит, что у таких людей хорошая самооценка. Самооценка у склочных людей - очень плохая. Они постоянно недовольны собой реальным и чтобы хоть как-то с собой примириться, вынуждены выдумывать себя иллюзорного, растить большие короны и постоянно их кормить. Вся жизнь недовольных людей подобна замкнутому кругу: они доказывают, что другие хуже их, чтобы подкормить свою корону, но чем больше они всех осуждают, тем сильней отвергают и реального себя, а значит самооценка их становится еще ниже, а корона нужна все выше.
Без короны живет лишь тот человек, который любит себя реального. Такой человек не нуждается в самообмане, а все, кто собой недоволен, постоянно заняты кормлением короны, чтобы примириться с собой. Чем бы они ни занимались, цель у них одна - найти пищу для иллюзий и убедить себя в своем превосходстве над другими. Когда другие кажутся ничтожными и гадкими, вам необходимо превосходство, чтобы чувствовать себя не таким уродливым. Если бы другие вам нравились, вы бы не видели ничего плохого в том, чтобы быть обычным, таким же как они.
Самооценка - это то, что постепенно формируется у человека, это социальный(!) навык, и он появляется позже, чем возникает способность к оценке других (сначала самой простой, например пространственной, большой-маленький, а потом более сложной, в том числе и этической). Самооценка создается на базе оценки других, это одна и та же личностная структура и даже нейрофизиологическая основа та же. Например, у людей с хеаутоскопией (неврологическим синдромом, при котором человек думает, что он - это другое существо) и другими серьезными расстройствами самоидентификации - нарушения в височно-теменной области мозга, мешающие адекватно воспринимать и образы других людей тоже.
Чтобы понять, как самооценка связана с оценкой других, рассмотрим несколько примеров.
Ненавидящие жирных, тратящие много эмоций на доказательство того, что жирные уродливы, несчастны и ущербны, себе тоже не нравятся. Любая жировая складка или просто отечность способны повергнуть их в полное уныние. Конечно, они считают себя лучше, чем жирные, но тех они считают совсем дном, а собой тоже очень недовольны. И недовольство их настолько эмоционально насыщено, что они посвящают жизнь доказательству, что они лучше, чем кажутся. Они часто публикуют фото и ждут позитивных оценок для кормления своей короны, а любая негативная оценка вызывает ярость. Не будь они так суровы к оценке других людей, к своим недостаткам они относились бы спокойно, а может быть даже не видели серьезных недостатков, поскольку смотрели бы на себя не через лупу мегакритики, а философски. Мелкие недостатки в себе реалистичная оценка видеть не мешает, это корона в период роста мешает видеть бревно в своем глазу, а реалистичная самооценка позволяет видеть и соринку, но четко понимать, что это соринка, а не бревно, мелочь, которую стоит устранить, чтобы стать еще лучше, но убиваться нечего.
Критически настроенный к внешности других человек вынужден либо раздувать аддикцию и посвящать всего себя борьбе с мельчайшими недостатками своего внешнего вида, теряя другие ресурсы, либо фрустрируется (разочаровывается в этом) и ничего не хочет знать о своей внешности, думать об этом не хочет, видеть себя не хочет. Только лояльно настроенный человек способен видеть недостатки, не избегая правды, но и не впадать от этой правды в сильный стресс.
Человек, непримиримо осуждающий чужую аморальность, вынужден все время кутаться в белое пальто. Любая мелочь кажется ему преступлением, но сам он конечно очень далек от своей собственной высокой планки, и чтобы не считать себя конченным уродом, он вынужден нагромоздить на своей голове огромную корону праведности. Будь он терпим к чужим порокам, он бы и в своих не видел ничего смертельного и поэтому мог бы честно на них смотреть, открытыми глазами, без страха. И работать со своими недостатками он смог бы, поскольку видел бы их. Но под короной он не видит своих недостатков, не допускает даже мысли, что они у него есть. И когда извне поступает информация, что он не так уж хорош (например, говорит близкий) его накрывает гнев или паника и море его сил идет на то, чтобы доказать обратное. Люди с короной поменьше удивляются, неужели этот человек всерьез считает себя святым? Да. Он надеется, что святой, поскольку любые пороки, даже простые, кажутся ему нестерпимо отвратительными, вызывают ненависть. Он слишком осуждает это в других и он не выносит это в себе. Не выносит, но это в нем есть и этого много, и ему приходится сделать со своей психикой что-нибудь, чтобы не видеть этого.
Так люди самолично сводят себя с ума, расчленяют свою психику на две части, между которыми почти нет связи. Их самооценка оценивает не себя, а некий образ себя, оторванный от реальности. Они лишаются инструмента, который создан эволюцией для их адаптации, выживания и развития. Они все время рассказывают о себе в короне, что-то демонстрируют, в чем-то убеждают, но это не имеет отношения к тому, чего они чувствуют и хотят. Из-за этого растет их тревога и недоверие себе, они практически полностью теряют способность влиять на свои эмоции и учитывать свои чувства, только забивают их глубже, чтобы не видеть себя. Вот что делает слишком большая корона. Она провоцирует самое настоящее психическое расстройство.
Короны поменьше тоже мешают жить. Все что вы яростно осуждаете в других, вы не можете увидеть в себе или видите, но отрицаете. Когда видите, вам становится так противно, что вы вынуждены рационализировать это или как-то вытеснить. У психики всего два способа распоряжаться информацией поступающей от самооценки: принять к сведению для работы или отрицать. Чтобы принять нечто к сведению, вы должны считать, что эта проблема решаема, а если вам кажется, что проблема слишком страшна, фатальна, невыносима, то вы обязательно будете ее отрицать. Чтобы отрицать, вам придется создать психзащиту (самой популярной из которых является как раз корона), но дальше вы будете вынуждены кормить эту психзащиту, посвящая ей много времени, иногда всю свою жизнь. Вы уже не можете заниматься чем-то полезным, развивая себя, вы вынуждены кормить психзащиту. Вы выбираете друзей, которые помогают вам кормить психзащиты, вы ищете работу, где бы вашу психзащиту никто не трогал, вы отказываетесь от всего интересного и по-настоящему полезного, если это угрожает вашей короне. Вы посвящаете жизнь короне, а не себе. Она съедает вас. И еще она все время растет, как настоящий паразит, как опухоль, питающаяся за ваш счет. Но она не сама пришла, она как любой демон не может прийти сама, вы должны ее позвать, а потом все время кормить, чтобы она оставалась с вами.
Поэтому борьбу с короной за реалистичную и адекватную самооценку надо начинать с НЕ СУДИ, то есть снижать критику по отношению к другим людям, начать относиться к ним мягче, терпимей и проще.
Да, ленив человек, но и вы тоже бываете ленивы. Это не страшно, хотя и вредно для жизни. Надо избавляться. Но избавиться от лени можно только после того, как вы избавитесь от ненависти к лени. Будете ненавидеть, начнете кормить корону, которая убедит вас в том, что вы не ленивы, вам просто все мешают.
Да, лжив человек, но и вы тоже обманываете иногда. Это вредно, но это не смертельно. Стараться быть честным можно, если понимать, что получается не всегда, видеть и спокойно разбираться, почему не получается, если не падать в обморок от любой лжи. Иначе вы обязательно начнете врать себе, что сами вы - человек честный. А ловя себя на лжи, будете доказывать себе, что это не ложь, а чистая правда, или это не ваша ложь, а чужая. И таким образом будете сводить себя с ума, создавая целые миры из иллюзий. Вместо того, чтобы помириться с реальностью. Вот такой вот трудной, разной, неоднозначной, но все равно красивой и живой.
И чем выше вы оцениваете чужие достоинства, восхищаетесь чем-то в людях, избегаете обесценивания других, тем выше ваша собственная реалистичная самооценка и тем с большим удовольствием вы способны смотреть на свои успехи.
Получается снимать белое пальто? Замечаете связь между осуждением других и проблемами самооценки?
Источник:
https://evo-lutio.livejournal.com/569044.html