Давно написал этот текст, но никуда не выкладывал, потому что он мне показался в общем неинтересным. Но вот на днях френд по ЖЖ перепостил запись про питание и т.д. в московской семье в 1970-1980-ые, где на мой взгляд придумано, или искажено, или какие-то детали выпущены, в общем для меня написанное выглядит неправдоподобно.
После этого я решил выложить и свой написанный текст, просто потому, что время проходит, кто-то не знает, кто-то, кто знал, может быть не вспоминает, выкладываю просто, чтобы описать что было, по своим воспоминаниям. Мой текст не особо пересекается с тем постом, тот послужил поводом для выкладывания.
Как-то живешь, живешь и оказывается, что ты прожил уже больше половины века и видел за это время разное. Понятно, что общественно-политическая обстановка менялась - родился я при Хрущёве, хотя его, конечно, и не помню, жил при Брежневе, Андропове, в годы перестройки и т. д. Но тут я хотел бы написать не про общественно- политическое устройство и даже не о людях, тех или иных, а о быте.Сейчас большинство из русскоязычных читателей ЖЖ наверное живут в жилье "со всеми удобствами" - центральное или автоматическое отопление, холодная/горячая вода, у кого-то - теплые полы. Наверное практически у всех - автоматические стиральные машины, где закинул вещи и достал уже отжатые полусухие. У кого-то - посудомойка в кухне, роботы-пылесосы ...
В 60-е годы у нашей семьи и, насколько могу судить, это было типично, было совсем не так.
Мы жили в Риге, в ведомственном военном доме. Это был деревянный одноэтажный дом, на 7 квартир, вытянутой формы, с крышей, крытой толем - "строение барачного типа", по документам он вроде проходил так. Дом находился не совсем в центре города, но и не на окраине, я бы сказал, на окраине центра - на улице Миера, рядом с Рижской табачной фабрикой. Наш дом был старым, когда-то старший брат с товарищем нашли на чердаке бумагу, похоже до революции там была гостиница, может также военная, и на бумаге старой орфографией с ятями были перечислены какие-то постояльцы - поручик такой-то и т.д. и их долги за проживание.
Раньше в доме видимо были большие комнаты и залы, а потом их разделили гипсокартонными перегородками и наделали комнат меньшего размера. У нашей семьи была одна, все-таки очень большая, 28 кв.м., с колонной в одном из углов и высокими потолками. Отопление было печное. Стояла печка цилиндрической формы, высотой метра 2, наверное стандартная - сложенная в полкирпича и обшитая металлическим листом, крашенным серебрянкой. Металлическая труба от нее шла через потолок куда-то дальше. Такие печки я встречал например в сельских магазинах когда-то. Печка быстро остывала и зимой в морозы в комнате к утру бывало холодно. Сам не помню, мама говорила, что бывало до 11 градусов.
Дрова для печек хранили в сарайчиках во дворе. У нас, т.е. у нашего дома, был свой двор и по его периметру - сараи, сарайчики. Осенью заказывали дрова, приезжала грузовая машина, дрова сбрасывали на землю. Часто они были пилеными, но не колотыми - короткие чурбачки, поэтому их тут же во дворе кололи и складывали в поленницу в сарайчике. А зимой или осенью набирали в охапку, несли в квартиру и растапливали печку. (P.S. Старший брат уточнил, что мы часто складывали в сарае дрова неколотыми, а кололи уже зимой по мере необходимости.)
Еду готовили на керогазах. Керогаз - это разновидность керосинки, такая металлическая конструкция с горелкой и емкостью для керосина, у которой пламя можно регулировать, поднимая и опуская круговой фитиль в держателе. Естественно, рядом пахло керосином. Покупали керосин в приезжавшей машине. Пару раз в неделю вроде, в переулочек рядом с нашим домом, кстати, мощеный булыжником, как и много улиц тогда в Риге, приезжала цистерна керосина и его продавали на розлив. Я был уже довольно большим - то ли скоро в школу, то ли 1 класс, и мне разрешали сходить за керосином - взять алюминиевую бутыль с плотно закручивающейся крышкой, мелочь для оплаты - керосин стоил копеек шесть или семь за литр и сходить к машине, где выстраивалась небольшая очередь и продавец из большой мерной кружки наливал через воронку керосин в емкости покупателей. Позднее появился балонный газ и керогазами перестали пользоваться.
У нас была общая кухня на две семьи, а туалет в нашем подъезде был общий на пять квартир.Поскольку горячей воды, душа, ванн не было, приходилось решать проблему мытья какими-то другими способами. Если срочно или помыть детей, то конечно, был простой способ: нагреть воды на керогазе, разбавить ее, тот, кто моется, встает в большое металлическое корыто - у нашей семьи было такое, и самостоятельно или с помощью другого моется, поливая ковшиком.
Но обычно ходили в баню. Неподалеку от нас было две бани, одна - на улице Цесу, Цесисской.
Нужно было пройти по переулочку за 30 школой до улицы Менесс, идти вдоль Покровского кладбища, миновать латышский православный храм, французскую (спец) школу, свернуть на Цесу налево, а направо был музей Ленина в деревянном двухэтажном доме - Ильич однажды посетил Ригу и останавливался в этом доме, затем нужно было пройти мимо закрытых сетками окон фабрики кожаных изделий Сомдарис, от которой пахло кожей, и вот она, баня.
Вторая баня была на улице Таллинас, Таллинской. К ней маршрут был другим. Нужно была дойти до перекрестка с Таллинас и Анри Барбюса - мимо табачной фабрики, продуктового и хлебного, и свернуть налево, в сторону улицы Ленина. Улица Таллинас была застроена, судя по всему, в начале 20 века и позже, до 2 мировой войны. Какой-то дух этого времени, предвоенных лет, как мне кажется, оставался там и в 60-ые. В конце концов тогда жило ещё много людей, заставших 20 - 30 годы. Рядом с баней была парикмахерская, стандартная для тех времен - мастерами в мужском зале были мужчины в возрасте, для сбривания волос использовали опасные бритвы, а для их правки у каждого мастера на стене был прикреплен специальный кожаный ремень. В России сейчас бани - это времяпровождение, тогда в Риге поход в баню был банальной необходимостью. Я - не большой любитель походов в баню, но из знакомства с теми, в которых бывал в Москве, сказал бы, что разница между средней московской баней и теми, в которые тогда ходили мы, примерно как между обычным православным храмом и протестантским, лютеранским - в последнем обстановка более простая - голые стены, нет икон и фресок. Так же и в банях - в столичных русских есть условия для приятного времяпровождения - лавки со спинками или диваны, где можно посидеть, выпить пива или еще чего, закусить, поговорить... Там было проще - раздевалка с деревянными узкими шкафчиками, которые захлопывались и открывал их банщик по просьбе клиента, под ногами - деревянные решетки, чтобы не ходить босиком по мокрым каменным полам, ну и само общее моечное отделение и парная. Ну и помывка тоже была обыденным мероприятием, хотя и с долей праздничности и приятности, а не мероприятием сбора друзей для совместного проведения времени. В фойе правда был буфет, где на разлив продавалось пиво в поллитровых граненых стеклянных кружках с ручкой.
В общем быт тогда был более скудным и суровым. Но, интересно, мои воспоминания о том времени, те, которые всплывают в памяти, в основном - светлые, ясное небо, лето, солнце и скорее ощущение счастья. Воспоминания о более поздних временах в Риге - средние и старшие классы школы и далее - среди них много пасмурных дней, серого неба, дождя, моросящего с этого серого неба, луж и мокрого снега под ногами. Может быть это связано с какими- то событиями, ситуациями, но это так.
Жильцов нашего дома в конце концов расселили. Люди получили квартиры "со всеми удобствами", как это называлось, в разных районах Риги - Югла, Агенскалнс, Кенгарагс, Иманта... одна семья уехала в Эстонию, в Кохтла-Ярве. Но знакомства поддерживались - на праздники или по каким- то другим поводам ездили в гости друг к другу, созванивались. Хотя конечно постепенно - реже.