Все мы привыкли к наличию точного времени под рукой.
В любую секунду мы можем узнать который сейчас час в Москве или НьюЙорке. Часы долгое время были категорически необходимым аксессуаром, сейчас стали модным и стильным.
Изобретение часов, как точного инструмента, имеет свою интересную историю.
Как и сейчас, так и сотни лет назад, главными двигателями прогресса были торговля и война. С началом так называемой эпохи Великих географических открытий перед исследователями встала задача точно определять свое местоположение, чтобы наносить на карту новые владения. Определять широту научились достаточно легко и с большой точностью. А вот с долготой были проблемы. Пользовались т.н.
«счислением координат» - по сути нон стоп решение алгебраических уравнений с переменными «время, скорость, путь». В отсутствие лоцманского плавания (то есть без постоянно привязки к известным координатам - маякам, банкам и тд) это приводило к постоянным ошибкам.
Можно было бы ориентироваться по времени, но…. Время на корабле всегда было местное, а для определения долготы нужно было знать который сейчас час в порту отправления. Незнание приводило к постоянным ошибкам, самая известная из которых проявилась во время плавания экспедиции Магеллана: немногие вернувшиеся с удивлением узнали, что они «потеряли» один день.
2 ноября 1707 (200 лет спустя открытия Америки!) произошла
трагедия, которая заставила взглянуть на проблему системно. В 40 километрах от родных туманных берегов на скалы налетели 4 Her Majesties’ Ship. Буквально за несколько минут все 4 боевых корабля пошли на дно, вместе с 2000 матросами и целым адмиралом. До сих пор эта авария остается самой крупной (по потерям) в истории Royal Navy. Гибель 4 HMS в мирной ситуации из-за ошибки произвела большое впечатление на английское общество.
Парламентское расследование привело неутешительные выводы: корабельные штурманы ошиблись с определением своего местоположения.
В 1714 году Ее Величество подписывает т.н.
«Акт о долготе», объявляющий королевскую премию в размере от 10 до 20 тысяч фунтов за изобретение прибора, точно измеряющего долготу. Размер зависел от точности измерения. Что такое 20 тысяч фунтов в ценах 1714 года? По разным оценкам это от 2,5 до 3 миллионов евро в наших деньгах.
В итоге победителем конкурса стал Джон Харрисон, получивший ажно 23 тысячи фунтов, то есть даже больше чем было предложено изначально - такая вот благодарность от парламента за суперкрутое изобретение. Чтобы понимать важность хронометра (прибора Харрисона, показывающего точное время в порту отбытия, то есть житель корабля всегда знает который час в Лондоне и сравнив его с местным временем немедленно с легкостью вычислит долготу), вот еще некоторые данные: в последующие годы парламент заплатил еще около 15 тысяч фунтов изобретателям за различные усовершенствования хронометра Харрисона.
Поэтому те, кто еще не выбросил наручные часы, должны с любовью вспомнить этого изобретателя. А всем остальным хороший сигнал - учитесь на пятерки, чтобы не налететь ночью на скалы.
Ну и если кто настолько умен, что умеет делать крутые и полезные изобретения - валите нахрен в Англию. Если конечно в вас не сидит чумовая вера в то, что Российский Парламент по доброте душевной за ваши научные достижения даст вам 160 миллионов рублей.