Рецензия на игру "NieR: Automata" (2017)

Dec 03, 2017 09:00



Разработчик: PlatinumGames
Платформа: Playstation 4, PC

Произведения на тематику человечности искуственного интеллекта уже давно не являются откровениями. Десятки книг написано, фильмов снято и игр создано. Сказать что-то новое в этой тематике сложно, но некоторые всё ещё пытаются. Получается не у всех, но у игры NieR: Automata есть все шансы.



Сразу скажу, что предыдущие игры серии NieR, как и Drakengard, прошли мимо меня, поэтому то, что действие разворачиваются в той же вселенной, а по ходу пьесы можно встретить отсылки к общей вселенной игр, особой погоды и отношения к происходящему не сделало. С другой стороны у меня есть возможность оценивать NieR: Automata незамутнённым взглядом, что тоже неплохо.

Сюжет рисует далёкое будущее, в котором на Землю прилетели инопланетяне и агрессивно её захватили. Остатки человечества отчаянно собрали последние силы, ретировались на Луну и построили там свою базу сопротивления (с ракетами и андроидами, ага). Чтобы не рисковать собственными жизнями, люди отправляют на землю человекоподобных роботов-андроидов, чтобы те огнём и мечом вычищали заброшенные руины человеческой цивилизации от остатков инопланетной заразы. Такие андроиды и становятся главными героями игры. Да - именно так - во множественном числе. Все они так или иначе связаны с подразделением YoRHa целиком состоящего из андроидов. Их планетарная станция висит на орбите Земли и с неё осуществляется конроль всех операции. Сюжет постепенно подаётся от лица нескольких персонажей. Первым на арене цирка появляется обаятельный, но абсолютно холодный эмоционально андроид Ту-Би (2B) в образе длинноногой блондинки с завязанными глазами и экстравагантным нарядом. Её сопровождает более ранимый и чувственный андроид Найн-Эс (9S) - молодой парнишка с хакерскими способностями. Где-то к середине повествования появится ещё один андроид Эй-Ту (A2) - ещё одна блондинка, на этот раз длинноволосая, в неглиже. Ей тоже суждено сыграть свою роль в сюжете.


На земле не осталось людей, а практически всё доступное пространство населено забавными ржавыми роботами-болванчиками, которые старательно изображают человеческие эмоции. Исследуя руины человеческой цивилизации 2B и 9S становятся свидетелями необычного действия - примитивные ржавые роботы порождают двух новых андроидов, внешне не отличимых от самих героев. В погоне за странными созданиями 2B и 9S предстоит разобраться в истоках человечности, глубине эмоциональности и раскрыть несколько нелицеприятных фактов о подразделении YoRHa.

Сюжет содержит несколько довольно неожиданных поворотов и способен не на шутку удивить проработкой вселенной. Но даже всё это меркнет перед стилистикой подачи всей игры. Дело в том, что игра выходит за рамки привычного понимания игровой концепции. Вручив игроку бразды управления андроидом 2B, создатели позволяют пробежаться по немаленькой истории (часов этак на 8-16), после чего уверенно выводят финальные титры. Казалось бы - история рассказана, свободен мальчик - но не тут то было! Игра с усмешкой предлагает начать новую игру и здесь игрока поджидает когнитивный диссонанс - ту же самую историю (немаленькую, часов этак на 8-16) предлагается пройти от лица второго андроида - 9S! У него и способности иные, и в других местах он побывал (благо что сценарий несколько раз разлучает героев, оставляя лишь переговоры по радиосвязи). То есть, буквально, второе прохождение игры, несмотря на некоторую вторичность, именно что продолжает историю. Вот не припомню я на своей памяти, чтобы повторное прохождение игры двигало сюжет дальше - это как-то обескураживает, и в результате ты продолжаешь играть, открывая для себя новые подробности сюжета и ранее неизвестные обстоятельства. Игроку дают насладиться альтернативным мнением и не ценить такое - истинное кощунство. Но вот мы снова добираемся до финальных титров, и тут игра начинает откровенно насмехаться - начни, говорит, новую игру - не пожалеешь! Ты чувствуешь себя обманутым - тебе уже дважды скормили одну и ту же историю, но с разных ракурсов - паника закрадывается в твой мозг и ты нехотя вновь запускаешь новую игру. И что же ты видишь? Ты видишь прямое продолжение той дважды рассказанной истории, на которую ты уже угробил более 20-30 часов! Это уже не паника - это истерика! Концепция того, что нужно три раза запускать новую игру, чтобы узнать всю историю просто не хочет укладываться в голове, поэтому всё происходящее мракобесие - человекоподобные андроиды, гигантские машины, роботы-пацифисты, тайные заговоры и компьютерные вирусы - уже воспринимается как само собой разумеющееся. Плюс ко всему прочему, игра пару раз предлагает сделать натуральный ВЫБОР, который влияет на концовку повествования, коих тут, к слову, не одна!


Игровой процесс, впрочем, в какой-то степени, нивелирует шок от сценарных изысков и их подачи. NieR: Automata это классический слэшер, в котором нужно много бегать и много драться. У главного героя есть меч (а то и два - в зависимости от персонажа), а за плечом парит в воздухе компактный робот-компаньон Pod, который обеспечивает огнестрельную поддержку. Врагов можно уничтожать как росчерками меча, так и поливая противника непрекращающимся огнём. В большинстве случаев, конечно, рекомендуется эти два варианта сочетать для большей эффективности. Глубокой боёвки ждать не приходится - комбо и эффектных связок не предусмотрено - знай себе с остервенением долби по кнопке удара, пока полоска здоровья у врага не иссякнет. Герои могут уворачиваться от ударов и, если успеваешь увернуться за полсекунды до удара, можно эффектно телепортируешься с возможностью контратаковать. Но при этом на экране происходит натуральный танец с саблями, в котором искры от меча и выстрелы застилают экран пеленой сражения, от которого может захватить дух. На эффектные выпады, элегантные парирования, бесконечные увороты и прыжки можно смотреть бесконечно и в голове регулярно всплывает вопрос "Неужели это я сам сейчас всё это сделал?"


В добавок к классической слэшерной механике, временами игра превращается в натуральный сайд-скроллер с безумным буллет-хэллом. Персонажи седлают реактивные ранцы и летят сквозь полчища отстреливающихся врагов. Камера в этом момент резко отлетает и фиксируется либо сбоку, либо над персонажем - происходит такое постоянно и привыкнуть к этому невозможно до самого финала. Как в любом другом буллет-хэлле здесь предстоит натурально выживать, огибая мириады снарядов и не забывая стрелять в ответ. Смотрится как минимум бодро и порой заставляет ручки попотеть! К слову и во время контактного боя на своих двоих, некоторые враги не упускают возможности пустить в героя десяток другой снарядов, от которых придётся уворачиваться на своих двоих. Так что буллет-хэлл здесь не только в аркадных эпизодах, но и в основной игре.


На аналогичной механике строится хакерские способности андроида 9S. Вместо второго меча, взломщик подключается к вражеской железке и в простенькой мини-игре с примитивной графикой (герой - белый конус, враг - чёрный шарик) пытается победить. Такой подход к сражениям шокирует только поначалу, но привыкнув к бешенным скачкам из сражения в "харкерский интерфейс" и обратно, замечаешь что порой он оказывается гораздо эффективнее, чем размахивания мечом.
Помимо бесконечных респаунящихся роботов, в заброшенных пустошах можно встретить персонажей, готовых одарить игрока заданиями. Основная сюжетная линия ведёт игрока по чёткому маршруту, разблокируя всё новые и новые локации, а в них уже можно встретить андроидов-партизанов и мирных роботов со своими нуждами, мечтами и надеждами. Не сказать, что побочные задания отличаются разнообразием - в большинстве случаев всё сводится к путешествию в отмеченную на карте точку и уничтожению появившихся врагов. Попадаются и необычные миссии, как например помочь роботу-самураю раз за разом прокачивать себя в сражениях с главным героем, или найти на карте место, указанное на фотографии, или расследовать таинственное убийство с андроидом, потерявшим память. Правда, помятуя о трёх прохождениях подряд, желания перепроходить побочки становится всё меньше и меньше.

Нельзя не отметить довольно необычную и стильную систему прокачки. Дело в том, что игра ни на минуту не забывает, что речь идёт об андроидах с электронными мозгами, даже когда игрок копается в меню. В самом начале есть шикарная сцена "калибровки" восприятия, где требуется подстроить параметры яркости и звука. Уже здесь игра выходит за рамки привычного и аккуратно выбивает кирпичики из четвёртой стены. Практически все элементы взаимодействия с игрой - это подпрограммы нашего подконтрольного андроида, которые устанавливаются в память персонажа. Звучит дико, а играется и того безумнее. Шутка ли - хочешь чтобы интерфейс отображался - ставь программу, хочешь отображение здоровья врагов - ставь программу, миникарта - программа, отображение текущего квеста - программа. Дальше больше - простой удар, удар сверху и спецспособности - это тоже программы. Если что-то из этого убрать - у игрока просто не будет этой способности. К слову - ядро операционной системы нашего андроида - это тоже программа, и её тоже можно убрать, вот только для андроида это закончится смертью. Тем же образом можно себе упростить жизнь так называемыми Авто-программами - автоматическая стрельба, лечение, увороты - это для тех, кто не хочет заморачиваться с осваиванием примитивной боевой системы и решит играть на лёгком уровне сложности.
Несмотря на относительную простоту боёвки на среднем уровне сложности игра способна бросить вызов и заваливает количеством врагов. Более высокие уровни увеличивают урон, наносимый врагами, так что пара пропущенных ударов может привести к смерти. Вариант игры на максимальном уровне предполагает мгновенную смерть и начало игры с самого начала.

Прокачка персонажа также основана на тех же самых программах, которые мы устанавливаем в память андроида. Однако она настолько неочевидна, что полноценно освоить и понять её мне удалось только к середине второго прохождения. Сами программы можно найти, скитаясь по миру, выбить из врагов или приобрести в лагере повстанцев. Если игрок натыкается на более мощную версию программы, он с удивлением обнаружит, что она занимает больше места в памяти и чтобы её "обновить" чем-то придётся пожертвовать. Место не резиновое и всё вместе точно не поместится. На помощь приходит механика объединения программ - две программы одной версии объединяются в программу более мощной версии. При этом ключевым параметром становиться занимаемое ею место - часто у двух одинаковых версий одной и той же программы объём может отличаться. Предпочтение нужно отдавать копиям с меньшим объёмом - так при объединении можно получить более мощную программу меньшего объёма. Либо пожертвовать какими-нибудь функциями - игра предоставляет возможность тонкой настройки под себя, создания нескольких сетов и переключения между ними.
Летающие и стреляющие помощники Pod'ы и оружие тоже поддаётся прокачке, но тут всё хитрее. Для Pod'ов необходимо выискивать улучшения, а запрятаны они даже слишком хорошо - за три прохождения мне удалось найти буквально пару апгрейдов из заявленного десятка. Чтобы прокачать оружие нужно собирать редкие компоненты, которых будет категорически нехватать для прокачки всех имеющихся видов оружия. Любопытный момент, что к каждому виду холодного оружия идёт небольшая история, части которой открываются по мере прокачки - такая маленькая, но очень трогательная деталь проработки каждого элемента.

Но управляя всем этим добром, чувствуешь себя осьминогом. Довольно сложно одновременно носиться вокруг врага, маневрируя вокруг его атак, удерживать фиксацию на враге, поливать его пулемётным огнём, наносить удары мечом, да ещё и вовремя уклоняться от ударов. А если в этот момент ещё понадобиться подлечиться, начинаешь замечать, что свободные пальцы для этой операции уже закончились! До этой игры я считал себя человеком, способным без проблем совладать с любой игрой при помощи геймпада - никогда ещё так не ошибался. Боюсь даже представить ту боль, которая постигнет приверженцев связки "клавиатура+мышь". Благо, что игра перемежает мирные эпизоды исследования локаций и комплексные многоэтапные битвы с противниками. Мелкие стычки в открытых локациях не в счёт - одинокие группы железяк практически не способны оказать хоть какое-то адекватное сопротивление. Однако ближе к концу игры (ну да - на третьем по счёту прохождении) появляются тяжело-бронированные противники, которых придётся лупить добрых пять минут. Учитывая однообразную боёвку, от подобного подхода начинаешь уставать.

Графика в игре звёзд с неба не хватает, однако всё выглядит крайне аккуратно и причёсано. Особенно разработчики не пожалели полигонов на главных героев. Модельки героинь симпатичные и целенаправлено щеголяют вызывающими нарядами. Японцы... что с них взять. Если не пытаться разглядеть каждую травинку, то общие планы и окружение не может не радовать богатством деталей, однако общий сероватый фильтр временами выглядит немного удручающе - в этом плане особенно выделяется локация планетарной станции, которую игра показывает принципиально в чёрно-белых тонах. Тем не менее в игре есть такие крайне впечатляющие локации, как пустыня с песчаными барханами всех оттенков оранжевого, густой зелёный лес, в глубине которого скрылась деревня роботов-пацифистов, и парк развлечений, который встретит игрока ярким цветастым фейерверком.


Конечно нельзя не упомянуть, что каждая локация помимо собственного цветового настроения обладает потрясающей музыкой. Пафосные помпезные мелодии, забавные зарисовки с вокалом разной степени упоротости - всё работает на атмосферу и развлекает игрока. Шутка ли - в песнях невозможно идентифицировать языковую принадлежность. То и дело удаётся расслышать английскую, французскую, испанскую и японскую речь, а ведь не факт что в ней не сокрыто что-то большее ибо звучит она настолько шикарно, что невольно начинаешь медленно прогуливаться по локации, чтобы насладиться звучанием.


А вот озвучка здесь по-японски выборочная. Ключевые кат-сцены и диалоги полностью озвучены, а вот многочисленные переговоры Pod'ов (да, они между собой много общаются), диалоги с побочными персонажами и куча другой системной информации в меню (как те же истории мечей, здешняя база знаний или многочисленные письма) придётся долго и тщательно читать. Учитывая, что российской локализации нет и, скорее всего, не предвидится, потенциальная аудитория проекта резко снижается, что крайне обидно для такой замечательной игры.

Игра хоть и предельно линейна, позволяет отстраниться на время от основной сюжетной линии и отправиться исследовать открытый мир. Открытым его, правда, можно назвать с натяжкой - это больше похоже на размашистые локации связанные между собой узенькими коридорчиками-переходами. Локации открываются постепенно по мере прохождения сюжета, но и в каждой отдельной местности можно найти чем заняться. Помимо уже упомянутых побочных квестов, игра предлагает бесконечно долго наслаждаться роскошными пейзажами, ловить рыбу и даже приручить животных! Все эти занятия созданы не просто так, а могут оказаться даже полезными. Например рыба отличается по виду и обладает особыми свойствами - если одна рыбка может вылечить андроида, другая может его убить. Совет на будущее - не пытайтесь съесть рыбу, если которая может вас убить! С приручением животных всё значительно проще - местные кабанчики и лоси после кормёжки позволяют себя оседлать, что позволит быстрее перемещаться по локации. С другой стороны оказывается проще поставить специальную программу, ускоряющую передвижение. Проблема в этих праздных занятиях лишь в том, что, несмотря на бесконечную милоту, красоту окружения и помпезность музыки, они происходят в преступно пустынных локациях. Персонажи, которым есть что сказать, собраны в местных хабах и, обежав их всех, можно смело отправляться к ближайшему маркеру на карте.
Вероятность встретить что-то интересное в этом промежутке стремится к нулю, но зато можно наткнуться на труп другого андроида. Здесь даёт о себе знать местный мультиплеер, позаимствоваший пару идей у серии Dark Souls. Дело в том, что умирая, игрок может оставить лирическое послание в духе "Мстительная девушка отвлеклась на цветочек на вершине башни над улыбающимися ангелами" или "Эмоциональный андроид скорчился в гневе внутри пустого корабля". Вместе с посланием на месте смерти остаётся здешняя валюта и
несколько предметов из инвентаря, к которым можно вернуться и подобрать обратно. Другие игроки, обнаружив такой труп, могут просто забрать себе выпавшие предметы, а могут оживить андроида, который какое-то время будет сопровождать их в странствиях и помогать в битвах. Неплохое подспорье надо сказать, хотя ни о каком полноценном мультиплеере речи не идёт.


Но полноценный мультиплеер игре и не нужен. Это игра - проникновенное приключение, расчитанное впечатлить игрока нестандартным подходом к повествованию и уймой деталей. В диалогах персонажи постоянно поднимают философские вопросы и не стесняются цитировать разных философов прошлого. Каждая деталь здесь на месте, каждая кат-сцена источает стиль и японское безумие. Сочетание гигантских роботов размером с небоскрёб и расмышлений о смысле жизни, судьбе, человечности и эмоциях дарит уникальный игровой опыт, который стоит пережить.



NieR: Automata нельзя назвать идеальной. Однообразная боёвка, пустоватые локации и невыразительная цветовая гамма способны отпугнуть, как впрочем и нетипичная линия повествования и неочевидная система прокачки. С другой стороны здесь есть чисто японская щепотка безумия, растворяющаяся в бесконечно прекрасной стилистике и дополняющаяся эстетически прекрасном дизайне, в котором каждый элемент дополняет другой. Игра способна удивлять на многих уровнях восприятия как в сюжетном, так и в геймплейном плане, а это дорогого стоит.

К списку моих рецензий

обзор, игры, platinum games, games, review, nier, рецензия, nier automata

Previous post Next post
Up