Рецензия на Watch Dogs 2 (2016)

Dec 09, 2016 12:00



Watch Dogs 2 определённо лучше первой части. История мстительного хакера Эйдана Пирса с личной трагедией и всепоглощающей мстёй через всё лицо была определённо неплоха и обладала определённым шармом. К тому же хорошо она продалась для нового франчайза, что автоматически дало зелёный свет продолжению. Тем не менее она страдала как от адекватных, так и от надуманных недостатков. К первым относился крайне вялый сюжет, отвратительная физика машин и общее однообразие игрового процесса, ко вторым приписали ухудшение графики по сравнению с показом на Е3 двухгодичной давности. Сиквел, поступивший в продажу в ноябре 2016 года, учёл все эти недостатки - как адекватные, так и надуманные.




Игра сменила место действия и главного героя - теперь события разворачиваются в солнечном Сан-Франциско, а главный герой - тёмнокожий компьютерщик-хипстер Маркус Холовей с обострённым чувством справедливости. В первые же минуты обучающей миссии Маркус вламывается в серверную корпорации, чтобы почистить своё досье, а следом его берёт в оборот хакерская группировка DedSec и вербует в свои ряды. После крайне затянутой, переусложнённой и тёмной вступительной миссии мы, наконец, попадаем в открытый мир солнечного Сан-Франциско и его окрестностей с неограниченной свободой перемещения - центральный район мегаполиса, несколько пригородов, в том числе знаменитая Кремниевая долина и остров-тюрьма-музей Алькатрас. Центральной темой и целью игры становится вывод на чистую воду корпорации Блюм, обслуживающей центральную операционную систему ctOS, которая контролирует буквально всё - транспорт, электрические и газовые городские коммуникации, камеры наблюдения и двери, лифты и люльки мойщиков окон, мобильные телефоны и компьютеры. Эта же система следит за каждым жителем мегаполиса и составляет его личный профиль, согласно которому подбирается работа и выявляется вероятность совершения преступления. Именно эта система предсказания преступлений идентифицировала Маркуса как потенциально опасного субъекта, после чего он и подался в агрессивно-настроенные хакеры.
Познакомившись с членами DedSec, телефон Маркуса начинает разрываться от звонков и уведомлений о возможных заданиях - от мелких хулиганств до многоступенчатых атак на крупные ИТ-конторы. В кои-то веки в игре от UbiSoft нет вышек, поэтому все задания поступают последовательно одно за другим на телефон и не привязаны к освоению карты. Побочные задания поступают иначе - гуляя по городу, можно наткнуться на пешехода с оранжевым значком, взломав которого можно узнать о какой-нибудь любопытной вещи - активности конкурирующей хакерской группировки, жалобы на постоянно повышающиеся тарифы за коммунальные услуги, подозрение на использование ctOS полицией для прикрытия своих тёмных делишек, тестирование эксплоита для банкоматов и многое другое. Каждое такое происшествие разворачивается в полноценное расследование и многоходовую операцию по подрыву деятельности ctOS. В дополнение ко всему этому в игре можно принять участие в гонках на мотоциклах, яхтах, электрокарах или квадрокоптерах. Мини-игры на выпивание, напёрстки, заигрывания с аугментированной реальностью и покер из предыдущей части упразднили. Вместо этого здесь есть миссии таксиста Uber - через специальное приложение на телефоне Маркуса подбираешь клиента и везёшь куда ему надо в надежде на заветные пять звёздочек рейтинга. Исследование города никуда не делось, только если в прошлой части оно было разыграно на манер приложения FourSquare, где требовалось чекинится на значимых точках, то во второй части используется аналог Instagram, где нужно сделать селфи или просто сфотографировать местную достопримечательность, будь то Мост Золотые Ворота, Пирс №39 с морскими котиками, большое и яркое граффити на всю стену или просто зазывала на улице в ростовом костюме пончика.


Маркус, как и Эйдан Пирс в предыдущей части, практически всё время держит наготове мобильный телефон, используя его для взлома окружающих его предметов. Для их идентификации есть отдельный режим сканирования, в котором все поддающиеся взлому объекты заботливо подсвечиваются. Чтобы ограничить рамки дозволенного и обеспечить поле для прокачки навыков, Маркус использует новый тип пополняемых средств - бот-нет ресурсы. Разработчики даже адекватное объяснение ему сформулировали - люди ставят себе на девайсы специальное приложение DedSec, фолловят хакерскую группу и, в том числе, шарят производительную мощь своих девайсов для нужд хакеров. Эти мощи и идут в дело на взлом светофоров, телефонов, машин и всего остального. Прокачка персонажа (нужно же куда-то расти и расширять список возможностей) обеспечивается набором фолловеров, который тут организовывается буквально любым значимым действием - сюжетной или побочной миссией, участием в гонках, частным извозом или просто фотографированием достопримечательностей. Растёт количество фолловеров - даются очки на прокачку навыков, однако для разблокирования многих полезных навыков требуется добыть специальный чемоданчик на хорошо охраняемых территориях.

UbiSoft создали довольно правдоподобную песочницу, в которой интересно находится. Прохожие не зациклены на конкретном действии и могут более-менее адекватно реагировать на окружающую обстановку. Пешеходы ходят, уткнувшись в свои телефоны, посетители кафе обсуждают новости и моду. Если устроить аварию, сбежится толпа народу и начнёт снимать происходящее на телефоны. Пешеходы адекватно реагируют на безумного водителя и всеми силами стараются не попасть под колёса автомобиля. Бегущего и расталкивающего всех Маркуса они отругают, а иногда могут полезть в драку. Жители и сами будут создавать аварийные ситуации, вплоть до вызова полиции, причём не всегда буянящие граждане захотят смирно сесть в полицейскую машину. Пару раз наблюдал ситуацию, как пешеход нападал на полицейского, отбирал оружие и устраивал перестрелку с прибывшим подкреплением. Окружающая же толпа, до этого с интересом следившая за арестом, начинала разбегаться под звуки выстрелов.


Впрочем, до лучшего представителя песочниц - GTA V, игре от UbiSoft ещё далеко. В Watch Dogs 2 ровно два аспекта, в которых она полностью проигрывает GTA V - машины и стрельба. В предыдущей игре езду на машинах не критиковал только ленивый. В новой игре физика автомобилей лучше, чем в прошлой части - знакомясь с автопарком, приходит понимание - физика автомобилей не просто есть, она ещё и работает! Тяжёлые фуры, скоростные спорт-кары, неповоротливые фургоны и пикапы, лёгкие электромобили... у каждого авто свои нюансы и поведение - его прям чувствуешь. Со стрельбой другая история - вариантов оружия мало, особо не повоюешь. С собой таскать можно только три вида оружия - дефолтный электрошокер, одноручное оружие - типа пистолета или УЗИ, и двуручное - винтовка, снайперка, дробовик и т.п. Игра крайне недружелюбна к использованию огнестрела - вроде все аспекты на месте - укрытия, перебежки от одного к другому, хэдшоты, гранаты, но пользоваться всем этим крайне дискомфортно. Это такое внутреннее ощущение, что делаешь что-то не то. Гораздо проще отвлечь охранника и проскочить мимо него, или, на крайняк, вмазать бильярдным шаром на верёвке или вырубить электрошокером. По сравнению с Division - другой игрой UbiSoft, где весь геймплей строится на тактильных ощущениях от стрельбы - механика перестрелок здесь намеренно упрощена. Маркус явно не оперативник спецназа и обращается с оружием крайне неумело, да и здоровья у него немного, что не позволяет устраивать затяжные перестрелки. Его элементарно могут подстрелить метким выстрелом во время перебежки от одного укрытия к другому.
Номинально игра разделяет три варианта прохождения миссий со взломом на вражескую или просто закрытую территорию с условными названиями "призрак", "боец" и "ловкач". С бойцом всё просто - автомат в руки, гранату в толпу и активное использование взрывающихся элементов, разбросанных по территории. Призрак прокладывает себе путь в обход патрулей и предусмотрительно нейтрализует охранников меткими выстрелами из электрошокера или в ближнем бою при помощи агрессивного уличного оружия - бильярдного шара на верёвке. Тактика ловкача вообще исключает личное проникновение на территорию - вместо этого можно использовать знакомое по прошлой игре переключение между камерами слежения и дистанционное управление дронами. Маркус таскает за пазухой трёхколесный прыгающий вездеход, который может проникнуть в здание через решётку вентиляции и подключить передающее устройство к USB-порту, для получения контроля над внутренними системами, и модный квадрокоптер.
Игра всячески поощряет скрытое прохождение и категорически наказывает за попытки разобраться с ситуацией в лоб и напролом. Охрана заходит с разных сторон, вызывает подкрепление, окружает и забрасывает гранатами, регулярно перегруппировывается и даже два бандита с дробовиками - уже серьёзная угроза, потому что Маркус - модный хипстер с хилым здоровьем, а не оперативник спецназа в каске и бронежилете. Гораздо комфортнее на вражескую территорию вообще не заходить. Отправил квадрокоптер разведать территорию, а потом следом послал машинку на колёсиках чтобы выполнить задачу. Переключение между камерами наблюдения никуда не делось, но квадрокоптер как-то комфортнее. А на камеры можно переключаться в труднодоступных местах. Позже появится возможность разбрасывать оглушающие и взрывающиеся мины прямо с квадрокоптера - после этого необходимость в заманивании охранников к ближайшему электрощитку отпадает - бросил сверху мину, оглушил охранника, полетел к следующему. Небольшая охраняемая территория вычищается за минуту.


Первая часть запомнилась интересным подходом к мультиплееру. Помимо стоящих обособленно гонок и соревнований, игра предлагала на манер Dark Souls вторгнуться в игровую сессию другого игрока, чтобы немного подпортить ему жизнь. Невинная слежка и избегание обнаружения, сменялась яростной игрой в кошки-мышки, когда один игрок инициировал взлом, а второму нужно было найти первого до окончания этого процесса. Причём оказаться было интересно с любой стороны этого конфликта. В первом случае нужно было настолько хорошо спрятаться чтобы тебя не обнаружили, но при этом запрещалось покидать стартовый радиус поиска. Один раз я спрятался за стойкой продавца в магазине одежды, наблюдая как взламываемый игрок носится по улице в тщетных поисках нарушителя. В другом варианте - занимаясь своими делами, игрок получает уведомление, что его взламывают и довольно широкий круг для поиска. Собственно, во второй части этот процесс не претерпел ни малейшего изменения, разве что сканировать окружающих пешеходов с парящего квадрокоптера стало значительно проще, а сам процесс инициации мультиплеера перестал требовать отдельной загрузки - в любой момент на карте может всплыть фиолетовый значок проходящей активности, а участвовать в нём или нет - личное дело.
Разработчики придумали пару дополнительных режимов бесшовного мультиплеера - кроме упомянутого взлома, можно поучаствовать в охоте за головами. Когда игрок поднимает уровень разыскиваемости до 4 из 5 звёзд, на него объявляется охота и обычные игроки могут принять участие в устранении злостного нарушителя. Один раз, когда игрок окопался в заброшенном здании и успешно валил из снайперки окруживших его копов, мне удалось пробраться внутрь и вырубить его в ближнем бою без особых проблем.
Игра предлагает пройти несколько кооперативных миссий, объединившись с другим игроком. По большому счёту - эти миссии - калька с основных сюжетных заданий, где требуется проникнуть на охраняемую территорию и выполнить задание - скачать данные, спасти заложника, взломать компьютер, уничтожить оборудование. Для получения бонусных очков можно выполнить дополнительное условие - сделать селфи с заложником или оглушить нескольких охранников без обнаружения. Минус в этом только в том, что задания не блещут оригинальностью, проходят на уже освоенных территориях, где даже патрули охраны уже изучены. На полноценный кооператив не тянет, кооперироваться можно максимум с одним игроком, что по сравнению с тем же Division - значительный шаг назад, где можно объединяться с тремя другими игроками.
В целом мультиплеер добавляет некоторой динамики происходящему и разбавляет игровой процесс регулярными сетевыми событиями, однако всё-таки ощущается его недоработанность. Кооп на двух игроков, взлом и охота за головами - вот и все возможные варианты - достаточно для временного развлечения, но на то, чтобы надолго задержаться в игре явно не хватит.


Еще одна тема, за которую усердно пинали ногами первую Watch Dogs - даунгрейд графики. Показанный на выставке Е3'2012 пререндеренный геймплейный ролик был воспринят как новая планка графического совершенства, которую разработчики так и не смогли обеспечить к релизу через 2 года в 2014-м. Впрочем, для UbiSoft это был крайне значимый урок - не анонсировать игры задолго до релиза. Полноценная презентация Watch Dogs 2 состоялась на нынешней Е3'2016 с абсолютно ожидаемым уровнем графики для современных игр. Игра звёзд с неба не хватает, но вполне обеспечивает яркую и насыщенную картинку, которую подкрепляют хорошо проработанное окружение и отличная работа с динамическим освещением. Закаты и восходы отлично смотрелись ещё в первой части, а на фоне береговой линии Тихого океана так вообще захватывает дух.


Анимация персонажей крайне плавная и натуральная, а навыки паркура главного героя - отдельная статья восхищения. Смотреть как Маркус перемахивает через ограждения и клумбы можно бесконечно - делает он это легко, изящно и вариативно - где-то просто ноги перекинет, а где-то ещё сальто выдаст. По сравнению с Эйданом Пирсом из прошлой части - скачок значительный, однако до ассасинов из другой серии игр UbiSoft, которые без проблем лазают по отвесным стенам, ещё далеко. Впрочем, и на том спасибо.
Музыка в игре доступна в двух вариантах - телефон Маркуса ловит десяток местных радиостанций, на которых играет музыка разных стилей - электроника, рок, классика, этническая музыка, поп-музыка и другие. Любую играющую мелодию можно распознать местным аналогом Shazam и добавить себе в плеер. Принципиальное отличие плеера от радио в том, что на радио идут рекламные блоки, новости и несколько ток-шоу. До гениальной сатиры GTA местной рекламе, конечно, далеко - в большинстве случаев рекламируется ctOS и то как она помогает простым гражданам находить работу, семью и смысл жизни, что, впрочем, является достаточно пугающей калькой современной реальности.

К слову, игра Watch Dogs 2, как никакая другая, пропитана жутковатой паранойей тотальной слежки и контроля. Шутка ли - кругом камеры, городские коммуникации, свет, вода и светофоры контролируются компьютером, тем же компьютером через линзы веб-камер собирается компромат на простых жителей и моделируются планы воздействия на сознание граждан - таргетированная реклама, история в браузере, отсылаемые письма и смс-ки, и просто наблюдение за каждым человеком в отдельности формируют цифровой профиль и аккумулируют все данные в недрах больших корпораций и правительственных аппаратов. Именно с такой тоталитарной системой слежки борются главные герои игры - хакеры. Взламывают сервера и компьютеры, крадут данные и сообщают людям о преступлениях против их частной жизни. Взлом здесь представлен как некая эфемерное средство решения проблем. За всю игру хакерская группировка всего лишь пару раз сидела в своём хакер-спейсе пытаясь разобраться как работает та или иная штуковина - скомканный монтаж корпения над клавиатурой, литры энергетика и мешки под глазами. Всё остальное время хакеры решают проблемы мгновенно - "Я оставил бэкдор на сервере компании - мы легко можем вернуться и подправить что-то", "я переконфигурировал маршрутизацию и перенаправил потоки данных", "я написал вирус, который уничтожит другой вирус". Watch Dogs 2 не про реализм - он про веселье - устроить аварию на дороге, натравить спецназ на интернет-тролля, оплатить учёбу бедной студентке, а мажорному толстосуму опустошить банковский счёт, перечислив все деньги на благотворительность - "We did it for lulz" или "Мы делаем это ради лулзов" - традиционное оправдание хакерских приколов. Разработчики говорили, что консультировались с хакерскими группировками на тему реалистичности событий - в целом, достаточно правдоподобно изображает общение молодых людей в хакерской тусовке и результаты деятельности хакеров - за правдоподобным процессом нужно обращаться в другие игры, например, UpLink или Hacker Evolution. В WD2 хакерство лишь средство достижения целей в открытом мире, нежели самоцель, и в этом нет ничего плохого.


UbiSoft кардинально сменили настроение игры по сравнению с предыдущей частью. Чикаго из оригинального Watch Dogs был серый и мрачный, а угрюмый мститель Эйдан Пирс лишь поддерживал этот образ. Во второй части палитра более яркая и сочная, а вокруг масса довольно забавных мелочей. Шутливые переговоры Маркуса с членами DedSec, их взаимные подколы и конфронтации, дикий и кислотный пиксель-арт в анимациях и постерах, которые используют хакеры, сатиристические отсылки к реальному миру - актёр, которого затащили в местную религиозную секту (намёк на Тома Круза и сайентологов), соцсеть InVITE, поисковик Nudle и ракетостроительная лаборатория Galilei (аналоги Facebook, Google, SpaceX). UbiSoft ещё шутят над собой - в Сан-Франциско есть офис UbiSoft, с которым даже связана одна побочная миссия похищения ролика неаннонсированной игры для следующей Е3, а ещё проходя мимо общающейся пары в кафе можно услышать, как они общаются на тему грядущего кинофильма про наёмных убийц времён испанской инквизиции - Assassin's Creed.


Сиквел стал серьёзной работой над ошибками по сравнению с первой частью - разработчики учли недостатки оригинала и приложили массу сил, чтобы их исправить. У них это определённо получилось - пусть Watch Dogs 2 не блещет закрученным сюжетом и некоторые элементы работают неидеально, в неё интересно и весело играть, а большего и не требуется. К тому же нельзя же исправлять сразу всё - иначе не останется простора для следующей части.


review, watch dogs, игры, watch dogs 2, ubisoft, рецензия

Previous post Next post
Up