Рецензия на фильм "Зеленая книга" (Green Book) 2018

Jan 25, 2019 09:45



На западе "Зелёная книга" уже вышла и получила свои заслуженные награды Золотой Глобус как лучший "комедийный" фильм и за сценарий, а Махершала Али получил свой Глобус за роль второго плана. До российских кинотеатров фильм добрался только сейчас и теперь можно ознакомится с тем, что же так понравилось Ассоциации иностранной прессы Голливуда.


Чёрнокожий пианист-виртуоз Дон Ширли нанимает вышибалу итальянского происхождения Тони "Лип" Валлелонга, чтобы тот был его шофёром во время турне трио музыкантов по югу Америки. На дворе 1962 год и если на севере к неграм уже относятся терпимо, юг всё ещё довольно консервативен, поэтому Тони регулярно сверяется с "Зелёной книгой" - списком ресторанов, отелей и закусочных, где у чёрнокожего не будет проблем.


Схема-то проверенная, не спорю. Два человека - один белый, другой чёрный два весёлых друга разного происхождения, взглядов, устоев и общества оказываются вместе в необычных обстоятельствах. По воле случая и судьбы они учатся друг у друга, подстраиваются, преодолевают и переступают через себя - и всё для чего? - чтобы понять, что они не такие уж и разные.


Всё это есть в "Зелёной книге" и даже больше. Два человека (не считая параллельной машины с двумя другими музыкантами из трио, которые "не должны ехать с нами всё время") колесят через юг Америки 1962 года - концепция используется не первый, и не последний раз. Но именно здесь смешались ингредиенты в нужных пропорциях - кросс-культурное сотрудничество "разных" людей, у каждого из которых свой взгляд на мир и окружающие вещи; роад-муви, в котором смена декораций - проверенный метод для новой темы для беседы; разнообразные декорации, где герои могут почувствовать себя в своей тарелке, вне зоны комфорта или просто лишними; события, приуроченные к праздникам - точнее к рождеству, чтобы к финалу получить тёплый и милый хэппиенд на радость публике. Ну и в качестве бонуса всё это основано на реальной истории, ведь это так модно в наше время - с обязательными титрами в конце о дальнейшей судьбе реальных людей, чью историю мы только что посмотрели. То есть все штампы на месте и заметны невооруженным взглядом. Становится ли "Зелёная книга" от этого хуже? Точно - нет. Фильм, словно "Летучий Голландец" скользит по волнам знакомых эмоций и огибает отпечатавшиеся в памяти островки психологических и этнических проблем, а затем погружается в глубины настолько мягко и деликатно, что оставляет только приятное послевкусие.

Во всей этой клишированности львиная доля удовольствия исходит от безупречной актёрской игры Вигго Мортенсена и Махершала Али. Оба актёра достойно подают своих персонажей с выверенной точностью и любовью. Они отыскивают нюансы в известных стереотипах, придают им яркую индивидуальность и забрасывают в общий котёл, чтобы на выходе получить результат впечатляющего качества. Смотреть на их совместные сцены приятно от самого начала до самого конца. Каждая привносит что-то новое в их взаимоотношения, и даже общая вторичность этому не мешает. Доходит до того, что ты прекрасно представляешь, как герои будут действовать в тех или иных ситуациях, но смотреть за ними всё равно интересно.


Режиссёром выступает Питер Фаррелли и не сказать, что я фанат режиссёра. Если комедии "Тупой и ещё тупее" и "Я, снова я и Ирэн" можно похвалить, а "Осмосис Джонс", где сочетались реальные актёры и диснеевская анимация про внутренности человека даже выглядела любопытно, то его последние работы - сиквел "Тупой и ещё тупее 2" и сборник пошлых новелл "Муви 43" без боли смотреть было нельзя. И именно этот режиссёр вдруг выдаёт фильм в котором замешаны драма и комедия в особо вкусных пропорциях - такого совершенно не ожидаешь, и тем ценнее становится результат.


В какой-то степени фильм повторяет формулу "Шофёр мисс Дэйзи", в котором героев поменяли цветом кожи. Теперь в качестве водителя - европеец, а в качестве именитого пассажира - негр. К тому же, фильм 1989 года растянул формирование дружбы между героями почти на 20 лет, тогда как Тони и Дон управились за пару месяцев. Но это не в коей мере нельзя считать недостатком. Наоборот - история получилась в меру лаконичной и законченной. В ней хватает событий, чтобы герои успели раскрыться и показать себя как хорошей, так и не очень стороны. У каждого есть шанс показать себя и помочь другому - именно сквозь череду взаимных уроков развивается и крепнет их дружба.
Также можно уловить схожесть с французским "1+1" и его недавним Голливудским ремейком. Как и в "Зелёной книге" там тоже два мужчины разной расы и разного положения проходят через череду событий, проникаясь взаимным уважением.


Вигго Мортенсен сыграл вышибалу Тони "Лип" Валлелонга и как же он хорош. Это ведь тот самый Мортенсен, который своими благородными чертами лица освещал путь хоббитам в трилогии "Властелин Колец" в образе Арагорна. Здесь это совершенно другой человек - крепко сложенный итало-американец, с увесистым пузом, которое подтверждается любовью плотно пожрать и довольно любопытной системой ценностей. Некоторую развязность и напористость он компенсирует огромной любовью к своей семье - жене и двум сыновьям. Почти не вынимая сигарету изо рта, Вигго так хорошо изображает итальянский акцент, что им хочется заслушаться до изнеможения. Сюжет знакомит нас с Тони в его бытность вышибалой в ночном клубе "Копакабана", где он чётко знает кому нужно в морду врезать, а у кого тиснуть шляпу для собственной выгоды. Его же изначальное отношение к чёрным отлично характеризуется сценой, где он выбрасывает в мусорное ведро стаканы, из которых попили воды два чёрнокожих ремонтника. Может показаться, что фильм недостаточно раскрывает душевные метания главного героя, когда он оказывается работником у негра, но это не так. Вигго отлично выдерживает эмоциональную составляющую - прямо видно, как его герой переступает через себя и перераспределяет приоритеты - у него есть семья, которую нужно кормить и данное им слово выше закоренелой нетерпимости.


Махершала Али в образе доктора Дона Ширли создаёт образ кардинально противоположный Тони - пианист мирового уровня, которого называют виртуозом своего дела, обладает всеми качествами, отсутствующими у Тони. Образованный, утончённый, с поставленной речью и дотошный до мелочей - игра на контрасте двух характеров более чем впечатляющая. За счёт неуловимой химии противоположностей любая ситуация оборачивается интересной сценой, которую хочется пересмотреть. Его первое появление и буквальное восседание на троне выглядит попыткой морально унизить гостя, но развивающийся сюжет показывает, что у Ширли полно своих тараканов, на которых не хватит всех тапок мира.


Главное же наслаждение фильма исходит от небольших разговоров по пути от города к городу. Герои узнают друг друга и виртуозно играют на нервах собеседника - именно здесь проявляется юмористическая составляющая, которая мягким пледом укутывает героев с головы до ног, вывернув стереотипы наизнанку. Их дружба развивается именно по тому сценарию, который зритель уже наметил себе в голове, а режиссёр расставил по ходу пьесы ворох крючочков, на которых висят компактные, но такие знакомые ружья, готовые выстрелить в отведённый момент. Фильм можно обвинить в клишированности и повторении пути уже известных произведений, но делать этого совершенно не хочется.


Мне довелось увидеть и оригинал, и локализованную версию, и должен сказать российская версия всё-таки потеряла пару значимых очков. Потерялось несколько непереводимых шуток, пропали некоторые нюансы интонаций и полностью завалена линия с русским музыкантом. В оригинале русская речь Олега сильнее контрастировала с английским, а когда в локализации все и так говорят по-русски - часть очарования русской речи речи пропадает. Благо, что локализаторы оставили итальянскую речь без изменений и пустили субтитры - по крайней мере это важно для сюжета. Самым большим разочарованием стала, конечно озвучка Тони "Болтуна" - мало того что его почти всю дорогу называют просто "Болтуном" (тогда как в оригинале к нему обращались как Тони Лип - про момент, где Дон обращается к нему Tony The Lip, а тот объясняет, что не надо так, я вообще молчу. Как и про коррекцию писем, и по то, что Тони обращается к Дону, не иначе как “What’s up, Doc” - что отсылает нас к Looney Tunes, кролику Баггсу Банни, и его знаменитой фразе), так ещё и потерялся весь шарм итальянского акцента. Некоторые моменты в локализованной версии стали менее явными в плане "идентификации" персонажа.


"Зелёная книга" - это замечательный фильм с приятной, трогательной и местами смешной историей про то, как двое кардинально разных людей оказываются в одной машине и постепенно понимают, что они не такие уж и разные. Картина, основанная на реальной истории, которой совершенно не ждёшь от режиссёра "Муви 43", проникает глубоко в сердце и оставляет самые тёплые впечатления. Роскошная актёрская игра Вигго Мортенсена и Махершала Али поражает и впечатляет в каждой новой сцене, а проработанный сценарий идеально рисует характеры персонажей, которым переживаешь до самых финальных титров.

Что ещё почитать:
Предыдущие выпуски кинопремьер
К списку всех рецензий
Мультфильм про людей-тюленей и ирландские мифы
Историческая драма про королев Англии и Шотландии
Заключительный сезон сериала про сирот и их злого опекуна
Французский нуарный детектив про пропавшего подростка и бухающего копа
Британская мелодрама про панка и инопланетянку
Сериал про два одиночества и испытания нового лекарства
Самые ожидаемые фильмы 2019
Самые ожидаемые игры 2019
Добивка 2018 по фильмам
Добивка 2018 по сериалам
Добивка 2018 по играм

Спасибо, что подписываетесь и добавляетесь в друзья. Это очень мотивирует регулярно писать новые посты.

Зеленая книга, обзор, cinema, кино, movies, oscar2019, green book, review, оскар2019, рецензия

Previous post Next post
Up