Рецензия на игру "Banner Saga" (2014)

Sep 10, 2018 09:00




Разработчик: Stoic
Платформа: PC, Playstation 4, Xbox One, Nintendo Switch
Дата выхода: Январь 2014
Время прохождения: 13 часов
Раз уж на полки цифровых магазинов выложили финальную часть трилогии про конец мира и скандинавскую мифологию, можно спокойно взяться за её прохождение. Первую часть я проходил ещё на релизе в 2014 году, а перед этим отчаянно залипал в её многопользовательскую версию Fractions, где разработчики оттачивали боевую механику. Когда же я захотел импортировать свои сохранения во вторую часть, игра их не обнаружила. Что ж - это оказалось достаточным поводом, чтобы перепройти оригинал истории.



Наступил конец света. Точнее солнце остановилось посреди неба и не стало больше дня и ночи. Из дальних краёв отовсюду полезли жуткие каменные големы, которых называют Драгами. Когда-то давно было целых две великих войны где рогатые великаны Варлы сражались с Драгами. Во время второй войны им пришлось объединиться с расой людей и их чародеями-ткачами, чтобы отогнать Драгов туда, откуда они пришли. И вот теперь грядёт третья война, и есть риск что она станет последней для всех.

Где-то на западе старый варл Убин прибывает в город Стрэнд за ежегодной данью, однако сталкивается не только с внутренними разборками наместника города и бандитов, но и атакой драгов. Следом в город прибывает отряд варла Вогнира, который сопровождает принца Лудина в город Грофхайм. Вогнир погибает в стычке с драгами и начальником отряда становится более молодой варл Хакон. Именно ему предстоит собраться с мыслями и выдвинуться в глубь континента, пытаясь выжить.


Одновременно с этим на восточных окраинах в небольшая деревня также подверглась атаке драгов и вождь племени решает собрать остатки людей и уйти с насиженных земель. Каравану удаётся вырваться из окружения, но вождь погибает, поэтому руководство отрядом берёт на себя опытный следопыт Рук. Именно ему предстоит пройти через ворох нелёгких решений, от которых может зависеть судьба каравана.

Сюжет регулярно переключается между двумя отрядами, которые постепенно сближаются и в конечном итоге объединяют силы перед лицом общей угрозы. Каждый отряд сталкивается с различными сложностями в дороге и вынужден совершать сложный выбор, который может аукнутся тут же, а может подпортить жизнь спустя пару часов.

Авторы придумали большой и комплексный мир, который опирается на скандинавскую мифологию, но при этом обладает достаточно широким набором собственных идей. Мы регулярно наталкиваемся на горы с изображением различных богов и постоянно узнаём что-то новое из диалогов с персонажами и описания предметов. Но самое впечатляющее - это реализация микрособытий, влияющих на происходящее. Люди в караване регулярно проявляют характер и взбрыкивают по поводу и без. И в наших руках оказываются их судьбы и развитие событий. Например, встретили на дороге небольшую группу людей, согласились их приютить, а те воровать припасы начнут. Или захочет один из персонажей отправиться на охоту, да и пропадёт с отрядом войнов без следа. Или две бабы начнут мужика делить, а потом ещё и пол-каравана перессорят. Последствия выбранных действий сказываются постепенно. Караван ощущается живым организмом как раз из-за подобных маленьких сцен, поэтому ко многим героям постепенно привязываешься, и если он вдруг погибнет - винить можно только себя за то что сделал неправильное решение.

Финал первой части получился крайне трагичным и жестоким. Грустная концовка неминуема и лишь подчёркивает обречённость положения героев. Поэтому тем скорее хочется запустить вторую часть, чтобы узнать продолжение этой грусной, но всё же интересной истории.



Игровой процесс состоит из двух частей и каждая из них обладает массой нюансов, в которых интересно разбираться. Большую часть времени мы наблюдаем за передвижением каравана по малолюдной местности. Просторные пейзажи и небольшая группа людей и варлов, над которыми развевается длинное алое знамя - вот картина для наблюдения на ближайшие 10-12 часов. Минималистичный интерфейс сводится к небольшому кругу, отсчитывающему количество дней в пути. Здесь же перечислено сколько в нашем караване людей, которых нужно кормить, войнов, которые могут сражаться в периодических стычках с драгами, варлов, которые лучше всех отражают атаки каменных големов. Немаловажными параметрами является количество припасов и общее настроение. Очевидно, что не стоит оставлять караван без припасов, так что ими придётся закупаться при любом удобном случае - любая следующая неделя игрового времени может обернуться затяжным переходом без возможности пополнить запасы еды. С настроением ещё интереснее - с одной стороны это вроде как опциональная характеристика, которая не сильно влияет на переход, но с другой стороны она становится критически важной в сражениях. Чтобы поднять настроение каравану достаточно чуть дольше отдохнуть на привале, но чтобы долго отдыхать требуется, опять же, обладать достаточным запасом припасов. Хитрость состоит в том, что чем больше народу в караване, тем больше припасов требуется ежедневно. Поэтому приходится думать, а хватит ли еды, если к отряду присоединится толпа народа из небольшой деревни.


Все события в игре подаются в игре в виде текстовых квестов. Живописное описание произошедшего и несколько вариантов на выбор, причём этот выбор не всегда прост и очевиден. Бездействие в одной ситуации может всех спасти, а какое-нибудь лёгкое решение может обернуться большими потерями. Здесь никогда не угадаешь, поэтому гораздо сильнее проникаешься ролью руководителя каравана - непопулярные решения могут испортить общее настроение, но зато спасут десятки людей. Авторы никогда не останавливаются - сюжет несётся вперёд вместе с караваном и ничего хорошего он не предрекает. Атмосфера умирающего мира на пороге масштабной войны давит на игрока с особым старанием и её крайне сложно игнорировать.



Вторая половина игры состоит из тактических сражений построенных на манер шахмат. Перед началом битвы можно выбрать до шести бойцов, которым предстоит сразиться с врагом - каждый боец уникален, обладает набором характеристик, особыми способностями, и его можно экипировать предметом для улучшения некоторых параметров. Здесь же можно и нужно выбрать порядок, в котором герои будут ходить, что может оказаться крайне важным моментом. Бойцов критически важно распределять в наиболее эффективном порядке, чтобы их способности сочетались между собой и предусматривали контр-меры на любую ситуацию. Предугадать всё физически невозможно, поэтому в игре предусмотрен режим тренировки, где можно попрактиковать различные тактики и взаимодействие между разными персонажами. Боевое поле поделено на квадраты и перед началом сражения можно распределить своих бойцов на доступных клетках. Здесь важно оценить, хотите ли вы оказаться поближе к врагам, чтобы сразу пойти в наступление, или же лучше расставить бойцов подальше и первые пару ходов окучивать неприятеля издали. Логично предположить, что второй вариант предпочтительнее, если у вас в отряде много лучников.
Сам бой проходит в классическом пошаговом режиме - сначала мы перемещаем своего бойца, потом противник двигает своего. У каждого сражающегося есть две основные характеристики - броня и сила. Чем больше силы, тем больше ответственность тем больнее бъёт персонаж, однако тут есть тонкость. Наносимая сила нивелируется бронёй противника, поэтому приходится постоянно играться с числами и опеределять, кто кого сильнее стукнет. Сила вдобавок определяет здоровье бойца поэтому как только сила доходит до нуля, боец повержен. Можно предположить, что лучше лупить врага, пока не закончится здоровье, но на деле, тактически выгоднее сначала занизить броню врага, чтобы урон по силе был внушительнее. В таких стратегических решениях проходит весь бой и каждый шаг приходится тщательно обдумывать. Для фанатов тактического геймплея - раздолье невероятное.
Каждый боец обладает набором специальных умений, которые порой могут очень круто повлиять на ход боя, однако для их применения требуется использовать очки воли. Это ещё одна характеристика, которая добавляет переменных в комплексную формулу боя. Способности у персонажей разнообразные и комбинируя их в разных сочетаниях можно добиваться интересных результатов. Например следопыт Рук может "пометить жертву", нанеся урон её броне, что в свою очередь спровоцирует всех соратников нанести внеочередной удар по противнику. Так за один ход можно избавиться от особо сильного врага и переломить ход всей битвы.
Те же очки воли тратяться ещё и на усиление действий. За это отвечает характеристика напряжения бойца. Чем она выше, тем больше усилий боец может приложить для выполнения разных действий. Пройти на пару клеток дальше или ударить на пару единиц больнее может оказаться крайне полезным. А вот решать, тратить ли их сразу или же приберечь к финалу сражения, может оказаться довольно нетривиальной задачей. К слову, каждый боец может получить пару дополнительных единиц в начале боя, если у путешествующего каравана на момент начала боя было хорошее настроение. А за убийства вражеских бойцов пополняется общий пул воли, который рекомендуется расходовать с умом и под конец боя он может не раз выручить. Вдобавок, не стоит забывать что по ходу игры требуется приобретать различные предметы, улучшающие характеристики персонажей и грамотное распределение артефактов также может оказать значительное влияние на поле боя.
В итоге разработчики создали комплексную пошаговую боёвку, в которой огромное количество мелочей, которые действительно влияют друг на друга. При внешней простоте сражения могут похвастаться сложной тактической составляющей, а для любителей трудностей тут ещё и предусмотрены три уровня сложности.
Денег в игре не предусмотрено - единственной котируемой валютой становится слава. Её отряд получает в боях и в редких случаях при принятии решений. А вот тратиться она на всё подряд - закупка провизии в городах и деревнях, причём где-то обменный курс может быть выгодным до невозможности, а славы у вас как кот наплакал, а в другой раз и в другом месте славы много, зато курс обмена отвратительный. В тех же магазинах можно приобрести артефакты, которые навешиваются на героях и дают различные дополнительные бонусы, но, опять же - стоят они дорого, а каждому герою можно выдать только один такой артефакт. К тому же, артефакты расчитаны на определённый уровень героя, поэтому герою 3-го уровня артефакт 5-го не светит ещё долго. Наконец, главная статья растрат славы - это прокачка персонажей.


С ней всё крайне сложно и немного грустно - чтобы прокачать персонажа, ему требуется убить определённое количество врагов. После этого очки славы можно потратить на повышение уровня героя. За каждый новый уровень герою выделяют два очка для повышения имеющихся у него характеристик, но хитрость в том, что у каждого героя заранее определён потолок каждой характеристики. В итоге мы не то, чтобы прокачиваем героя, как нам вздумается, а скорее подтягиваем его до заранее прописанных разработчиками характеристик. Упёршись в максимум значений, дальнейшее улучшение возможно только за счёт артефактов, а они выдаются строго по одному на брата. Всех прокачать до максимального уровня всё равно не получится, да и вкладываться в кого-то одного тоже рискованно - не ровен час, героя и укокошить могут по ходу пьесы.

Игра может похвастаться шикарной рисовкой. Все персожнажи великолепно нарисованы и смотрятся действительно круто. Ручная анимация бойцов смотрится просто отлично, однако здесь же сказывается её ключевой минус - созданных анимаций категорически мало. Кат-сцены в игре выполнены переключением плана между статичными картинками - персонажи иногда моргают либо их одежда немного покачивается на ветру, но особой погоды это не делает.


На поле боя имеется только один ракурс, который не всегда можно назвать удачным - персонажи могут загородить собой несколько клеток, из-за чего обстановку на поле можно неправильно оценить. Но вспоминая о бюджетности проекта, этот момент можно игре простить. Как-никак, формально это инди-стратегия с элементами РПГ, которая получила финансирование на Kickstarter.
А вот с музыкой в игре есть более серьёзная беда - формально она есть, и уверенно звучит в каждом бою, однако в мирных эпизодах нас будет сопровождать гробовая тишина. Изредка на подступах к какому-нибудь значимому объекту включается приятная мелодия - почему нельзя было написать парочку зацикленных нейтральных композиций - не понятно. Озвученных диалогов нет в принципе и лишь изредка голос рассказчика вкратчиво читает небольшой кусок текста, который слабо стилистически отличается от всего прочего. Чем мотивируется подобная избирательность - непонятно.



"Banner Saga" это отличный пример того, как скромные инди-стратегии способны выдавать увлекательный геймплей и интересный сюжет со сложными моральными дилеммами. Ворох разнообразных персонажей, за которых искренне переживаешь, продвигается по недружелюбной местности и пытается выжить как можно дольше. Отличный тактический режим неплохо сочетается с микроменеджментом каравана, но расстраивает переусложнённой системой прокачки. Прекрасная ручная рисовка радует глаз, но дефицит музыкального сопровождения рискует оставлять вас в гробовой тишине на продолжительные периоды времени.

Что ещё почитать:
К списку всех рецензий
Регулярная рубрика обзора новинок кинопроката
Регулярная рубрика обзора игровых релизов
Дневничок дайвера
Обзор третьего сезона сериала про воинственного проповедника и его семью
Сериал про нарцисса-алкоголика с Бенедиктом Камбербэтчем

Здесь можно подписаться и добавиться в друзья.

banner saga, stoic, review, игры, рецензия, games

Previous post Next post
Up