О душах скотов

Jun 08, 2009 14:44


Не входя в дальнее рассуждение, полагаю несомненным, что душа наша одарена бессмертием, этим преимуществом благоволил милосердный Творец отличить нас от всех бессловесных животных. Если кто дерзнет оспаривать это, оставим его в общем скотам состоянии.
Платон, митрополит Московский

Жизнь бессловесных животных ограничивается настоящим ( Read more... )

Leave a comment

rusnar June 11 2009, 21:18:26 UTC
Отче, увольте, я не имел и близко в виду оценивать с тех или иных позиций Вами написанное, и уж тем более вынуждать Вас в чём-то объясняться и тем паче оправдываться. Другое дело, что я не очень вникал в истоки всей этой дискуссии. Но мне сама она, эта дискуссия, уж очень по нраву пришлась. При всех её извивах и поворотах. И при том, что неизменно умиляют, конечно, нарождающиеся по любому поводу богословские диспуты, где священников, а то и Отцев вызывают на интеллектуальный бой всевозможные персонажи, и так и ждёшь в любой момент явления богослова Люльки (: (это имя нарицательное в данном случае, чтобы всем было ясно). И пафос этих спорщиков неизменно таков: вот, сейчас мы исправим все смыслы, сочтём все числа, расшифруем знаки и расставим всё по надлежащим местам. А есть между тем, например, довольно авторитетное мнение, высказанное Дионисием Поспеловым: Настоящего богословия в России никогда не было; Святые отцы по большей части не переведены или плохо переведены. Не переведен самый цвет богословия, не поймана самая крупная рыба. Насколько я понимаю, эта позиция всерьёз никем не опровергнута, никакой полемики на эту тему я не встречал. Хотя, специально и не отслеживал; лично мне не нравится такая постановка вопроса, от неё веет этакой старо-европейской надменностью, но я бы лично не стал тут ломать копья и даже согласился бы, лишь с одной поправкой: у Руси своё богословие. Икона - вот и Бого-словие. Слово, музыка, сама природа, - всё верное и правильное, что попадает в душу правильным, пусть и парадоксальным, абсурдным путём, - каковой опыт наверняка есть у любого из нашего, например, поколения. И, в общем-то, тот же о. Павел Флоренский об этом же... И, собственно, и я об этом пытался написать в своём комментарии.

Reply

s2mitr June 12 2009, 10:36:53 UTC
Прочитал интервью по ссылкам - несколько неприятное впечатление. Отчасти несколько безаппеляционные суждения, а отчасти откровенно ложные. Я, конечно, не специалист, но все же. Что, например, означает, что непереведен весь Палама? Вон у меня на полке стоят Триады в защиду священно-безмолвствующих и Омилии. Что значит, что перевод Лествицы - это вариации на тему Лествицы, когда этот перевод осуществлялся под водительством Оптинских старцев? Поспелов лучше понимает Лествичника? Сомневаюсь. А наезды на Осипова? - зная Осипова, совершенно несправедливые. Переведено многое, но и это не суть, автор говорит о трудах по исихазму, увлекается, в т.ч. насчет самой крупной рыбы, это не значит, что непереведены какие-то принципиально выжные труды, православному быдлу неизвестные, о том, например, что в неких отдаленных исихастских пустынях в архимандриты посвящали гамандрилов.

>>Насколько я понимаю, эта позиция всерьёз никем не опровергнута, никакой полемики на эту тему я не встречал. Хотя, специально и не отслеживал; лично мне не нравится такая постановка вопроса, от неё веет этакой старо-европейской надменностью, но я бы лично не стал тут ломать копья и даже согласился бы, лишь с одной поправкой: у Руси своё богословие. Икона - вот и Бого-словие.

Мнение о том, что Русь, в отличие от греков, богословствовала образом, а не словом, высказывает и Успенский в своем Богословии иконы. Она, конечно, по-тарковски красива и имеет право на существование. Но, все-таки, абсолютизтровать ее нельзя. В конечном счете, имен русских иконописцев известно не более, чем имен русских богословов. Тут все-таки, следует учитывать и исторические условия. Ведь почти никто из отцов не богословствовал на бумаге просто так, ради искусства. Все это рождалось в ответ на возникающие лжеучения, т.е. чисто ради искусства богословствовали еретики. Ко времени становления Русской Церкви практически все возможные лжеучения и ответы на них существовали. Поэтому не будем же мы сетовать, что тому же прп.Сергию приходилось мирить князей, а не писать Об умном делании (но, полагаю, нужно было бы - написал).

Reply


Leave a comment

Up