Пролетарии всех стран…

Aug 30, 2012 16:01


Евгений Сатановский, Москва
Иран свою ядерную бомбу получит достаточно скоро, чтобы говорить о месяцах, а не о годах ожидания. Международное сообщество в лице ООН накладывает санкции и регулярно выпускает резолюции, которые Иран последовательно игнорирует. Все при деле, а пока в Тегеране собирается Движение неприсоединения с его 120 членами - плюс Пан Ги Мун, в очередной раз продемонстрировавший, насколько Израиль может полагаться на ООН в качестве гаранта существования, даже если речь идет о прямой угрозе уничтожения еврейского государства, многократно высказанной иранскими лидерами.

Воевать с Ираном конвенционально или интенсифицировать идущую полным ходом войну спецслужб - вопрос, лежащий исключительно в компетенции высшего военно-политического руководства Израиля. На этот случай всё это руководство и было избрано - то, которое избрано, и назначено было то, которое назначено. Благо, опыт принятия решений такого рода у этих людей есть - хотя врагу бы такой опыт…




В Египте полным ходом раскручивается исламская революция. Президент Мурси (на снимке Reuters), использовав активизацию террористов на Синае как предлог, обезглавил военную хунту. Ввод на Синайский полуостров бронетехники и авиации без согласования с Израилем, а также разрушение подземных тоннелей, по которым в Газу потоком шла контрабанда, можно расценивать, как жест в отношении Иерусалима лишь при большом желании. Мурси показывает египтянам, включая генералитет, и соседям-палестинцам, кто в доме хозяин - не более того. Его действия прагматичны, нацелены на удержание власти и не предполагают опоры на Соединенные Штаты или сохранения «холодного мира» с Израилем в стиле Садата-Мубарака. К власти он пришел, обещая пересмотреть Кэмп-дэвидский договор. Эта цель объединяет и его сторонников, и его противников. Нерационально с западной точки зрения, но Египет расположен на Ближнем Востоке. Создавать там Израиль тоже было нерационально. География и график визитов египетского президента (в частности, его поездки в Саудовскую Аравию, Иран и Китай при игнорировании США) демонстрируют его видение мира. Это мир без Америки. И уж тем более - без Израиля.

Точнее, Америка в этом мире есть, но на периферии. Приветствуя египетскую демократию, платя АРЕ финансовую ренту и оказывая военно-техническую помощь, она для исламистов полностью исчерпывает смысл своего существования. Рекомендаций, советов и наставлений от нее никто не ждет, и приветствовать их не готов. Поскольку Вашингтон оказался недееспособен даже в палестинском случае: если уж Рамалла, вопреки требованиям США, подала заявление на вступление в ООН в качестве государства, то чего бояться 80-миллионному Египту?

Религиозный ренессанс, финансируемый и лоббируемый монархиями Аравийского полуострова, - хороший фундамент для смелых экспериментов. Для исламистского режима сохранять партнерские отношения с еврейским государством - нонсенс. Проживут эти отношения не дольше, чем его лидеру (а Мурси продемонстрировал несомненные лидерские качества) понадобится найти выход из глобального кризиса. Неважно, связан он будет с провалами в экономике, водным голодом, угрозой гражданской войны, потерей управляемости на местах или нарастанием давления на власть со стороны светской оппозиции, салафитов, криминальных кланов, синайских бедуинов или террористов.

Война - классический выход из масштабного кризиса. В случае Египта это будет война с Израилем. Надеяться на Америку тут бесполезно. Формально АРЕ - такой же союзник США, как и Израиль. Если в свое время Вашингтон не смог предотвратить военный конфликт Великобритании и Аргентины, чего ради полагать, что он сможет остановить будущее египетско-израильское столкновение?



Еще одна часть современной израильской реальности - сохранение угрозы распада Сирии или перехода гражданской войны на ее территории в вялотекущую фазу с периодическими обострениями по всей территории страны. На фоне «ливанизации» Сирии: обособления и начала вооруженного противостояния сирийских общин, на возвращение самого Ливана в привычное русло войны «всех против всех», можно уже не обращать внимания. Вспышку температуры в отдельно взятом углу холерного барака в разгар эпидемии имеет смысл зафиксировать, но бороться с ней, не погасив основного очага, не имеет никакого смысла. Собственно, единственное, что имеет смысл для Иерусалима в отношении Сирии - выстраивание «железного занавеса» на ливанско-сирийской границе и повышенная готовность ЦАХАЛа к проведению операций по захвату или уничтожению запасов химического и биологического оружия, буде оно выйдет из-под контроля официального Дамаска. Помимо этого можно рекомендовать разве что проведение израильским раввинатом коллективного молебна во здравие Асада и его режима. Вопреки всем тем, кто полагает, что режим этот так плох, что хуже быть не может, взгляд со стороны на «оппозицию» демонстрирует, что может - и еще как!

Последнее в равной мере касается Иордании и ПНА. Хашимиты в Аммане будут править ровно до того момента, как демократизация королевства достигнет уровня Туниса или Египта, после чего судьба потомков Пророка обещает быть не менее печальной, чем судьбы правителей, сметенных «арабской весной». Парламентская демократия в Иордании может быть исламистской и палестинской - никакой другой. Лояльность большинства населения к династии минимальна. Палестинское происхождение королевы с ее многочисленной алчной родней, не столько усиливает, сколько ослабляет позиции короля. Сотни тысяч сирийских беженцев вдобавок к недавним беженцам из Ирака и давно натурализовавшимся палестинским необратимо изменили демографический характер общества. «Мировое сообщество» так долго уверяло себя, что провал палестино-израильского «мирного процесса» будет означать для Иордании катастрофу, что проспало катастрофу настоящую. Королевство выглядит устойчивым, но балансирует на волоске: устойчивость эта означает лишь, что иорданскую оппозицию, в отличие от сирийской, никто не финансирует, не вооружает и не направляет, поскольку монархии Залива борются со светскими режимами. Пока иорданская граница Израиля спокойна, но неизбежный коллапс Палестинской национальной администрации ставит вопрос, нуждается ли ПНА в принудительной превентивной ликвидации, или имеет смысл дать этой искусственной конструкции развалиться естественным путем. В общем, верхи не могут, низы не хотят, и пролетарии всех исламских стран привычно объединяются…

Аналитика, Ислам, Израиль

Previous post Next post
Up