Великобритания всегда четко понимала, что процветание и развитие любого государства зависит в первую очередь от наличия в ней стратегических ресурсов и возможностей свободного доступа к ним. Ресурсы эти могут быть самыми разнообразными - вода, энергия, сырье, полезные ископаемые. Неизменной остается только борьба за них, являясь основой международной политики и экономики.
В начале прошлого века Великобритания не имела прямого доступа к месторождениям нефти, поэтому страна была вынуждена зависеть от поставок России, Америки и Мексики. Такая ситуация была неприемлема для Туманного Альбиона, поэтому, когда страна перешла с угля на нефть, установление контроля над «своими» нефтяными месторождениями стало определяющим во внешней политике государства. Именно таким желанием и определяется опубликование в 1918 году меморандума, автором которого стал советник Адмиралтейства по нефтяному обеспечению Эдмонд Слэйд. Этот документ предусматривал, что приоритетной задачей британской политики на Ближнем Востоке признавалось установление контроля над уже открытыми, а также неизвестными нефтяными месторождениями в Месопотамии и Иране.
С целью установления своего главенства на ближневосточной территории, Англия неоднократно стравливала между собой арабов с Османской Империей. Кроме того, на Востоке была активно развита агентурная сеть, в обязанности которой входило поддержание «нефтяных» интересов англичан в регионе.
Все основные силы Великобритании по приобретению нефти были направлены на Иран. Но, поскольку политика англичан не способствовала повышению уровня жизни иранского населения, в 1949 году при помощи народного восстания к власти пришел Моххамед Мосаддык, который и стал премьер-министром. Основной своей задачей он считал необходимость поставить нефтяную промышленность под контроль своего государства, поэтому в 1951 году был принят закон о национализации месторождений нефти. Таким образом, он отобрал значительную часть «черного золота» у англо-иранской компании (которая позже стала известна как «Бритиш Петролеум») и в результате - вступил в открытое противостояние с правительством Великобритании. Однако, ООН и международный суд признали закон иранского правительства законным.
Поскольку договориться с иранским премьером на выгодных для англичан условиях не удалось, было принято решение о необходимости отстранения Мосаддыка от власти. План операции был разработан уже к лету 1951 года. Правительство Великобритании прекрасно понимало, что просто так это сделать не удастся, поскольку премьер пользуется широкой популярностью среди иранцев. Поэтому его необходимо было дискредитировать. Сами англичане этого сделать были не в состоянии, поэтому обратились за помощью к американцам, пообещав в случае успеха долю в иранской нефтедобывающей индустрии.
Американское и британское правительства очень быстро нашли общий язык. Америка к этому времени также не сумела договориться с Мосаддыком по поставкам иранской нефти, поэтому была исполнена готовности отомстить.
Начальные наброски плана по свержению иранского премьер-министра, известного под названием «Операция «Аякс»» были подготовлены в апреле 1953 года, а к июню этого же года план был полностью готов.
Привести в исполнение его доверили сотруднику ЦРУ Кермиту Рузвельту. Это назначение было довольно странным, поскольку этот человек не отличался особыми способностями в сфере разведки, что показало уже начало операции. В середине июня он прибыл в Иран под именем Джеймс Локридж, установил связи с английским разведывательным центром в Тегеране и начал искать пути подкупа местных политиков, журналистов, генералов, священников и даже бандитов. А поскольку коррупция была фактически основой операции, то и деньги были выделены огромные по тем временам - один миллион долларов.
Для начала своей деятельности «Ким» выбрал турецкое посольство, в котором провел почти целый месяц. Деловые переговоры и вечерние приемы он чередовал с теннисными партиями, во время одной из которых и сделал первый промах, выдав свою настоящую фамилию.
Правительства США и Великобритании решили, что пост премьер-министра Ирана должен занять противник Мосаддыка Фазлолла Захеди, который в 1943 году был обвинен в сотрудничестве с нацистами и выслан в Палестину на три года. Генерал Захеди активно приветствовал желание Мосаддыка аннулировать англо-иранские договоренности по поставкам нефти, и даже некоторое время занимал пост министра внутренних дел.
Однако, Америку и Англию это вовсе не останавливало. Захеди должен был стать второстепенной фигурой, а место премьера отводилось шаху Моххамеду Резе Пехлеви.
Однако, по иронии судьбы, в нужный момент шах наотрез отказался подписывать какие-либо документы о смещении Мосаддыка и назначении на его место Захеди. Тот факт, что шах не имеет права самолично назначать премьера, заговорщиков не интересовало. Пехлеви пытался добиться гарантий поддержки английским и американским правительствами Ирана после переворота. И фактически большая часть усилий по операции «Аякс» заключалась в попытках уговорить шаха подписать эти документы.
Необходимо было подготовить иранский народ к перевороту. С этой целью и было проведено большое количество встреч и переговоров, а Мосаддыка стали обвинять во всех смертных грехах: антимонархических и антиисламских взглядах, в коррупции, а также в связях с коммунистами. Естественно, ничего этого не могло быть, ведь премьер был воспитан на ценностях Запада, а образование получил в Швейцарии и Франции.
В разных иранских городах были организованы беспорядки, якобы указывающие на коммунистов, а затем по всей стране начали взрывать мечети, оставляя улики, указывающие на коммунистов. Муллы, разъяренные таким положением вещей, предали анафеме Мосаддыка. Кроме того, внутренний рынок был завален фальшивыми иранскими банкнотами, что привело к инфляции.
Все это позволило обвинить премьер-министра в неспособности контролировать ситуацию в стране и обеспечить должный уровень безопасности мирного населения.
Мосаддык отказался вовлекать армию для подавления уличных беспорядков, не желая развязывать в стране гражданскую войну. Но США и Великобритания не были настолько миролюбивы, поскольку были затронуты их экономические интересы. Они подкупили иранских военных, которые штурмовали дом премьера при помощи танков, в итоге погибло около 300 человек.
Мосаддык был арестован в 1967 году и осужден на три года тюремного заключения. До самой смерти он оставался под домашним арестом.
Что же касается причины иранского переворота - нефти - то новое правительство заключило в 1964 году договор с Международным нефтяным консорциумом, согласно которого он получал право добычи и переработки нефти сроком на 25 лет. 60 процентов акций консорциума были разделены между американскими, французскими и одной англо-голландской компаниями. А «Бритиш Петролеум» сохранила свои 40 процентов. Более того, эта компания получила и материальную компенсацию за ущерб, получений в результате национализации нефти, в сумме 25 миллионов фунтов стерлингов.
К середине ХХ века Суэцкий канал стал одним из наиболее важных путей поставки нефти из стран Персидского Залива на Запад. Большая часть доходов принадлежала британскому правительству, как главному держателю акций компании «Суэц ченел компани».
Поскольку в случае получения Египтом полного контроля над каналом бюджет страны пополнился бы на значительную сумму, то процесс его национализации стал первоочередной задачей для египетского лидера Гамаля Абделя Насера. В ходе переговоров с Великобританией он неоднократно подчеркивал, что Египет должен иметь равнее условия с нефтедобывающими странами, то есть иметь 50 процентов прибыли от использования канала.
Великобритания не пересмотрела условия соглашения, срок которого истекал в 1968 году. Ранее, еще в 1956 году, английский министр иностранных дел С.Ллойд заявил, что канал является крайне важным для Британии.
Насер же, наоборот, хотел вытеснить британцев из региона и восстановить господство ислама. Заигрывания египетского лидера с СССР, а также его жесткая позиция по отношению к Израилю, оттолкнули США, которые перед этим хотели выделить средства на развитие Асуанской плотины. Такой отказ привел к тому, что Насер в 1956 году объявил о национализации «Всеобщей компании морского Суэцкого канала». Как итог - международный кризис. Правительства Англии, Франции и Израиля пришли к выводу о необходимости сместить Насера с должности. А израильское правительство, пользуясь кризисом, направило свои войска в Египет. 30 октября состоялись первые бои. И хотя на следующий день израильских послов в Англии и Франции поставили перед фактом о необходимости прекратить военные действия, а Египту - признать право на пребывание англо-французских войск на территории канала, бои не прекратились. На сторону Египта стали СССР, Лига арабских стран и США. Англия и Франция были объявлены агрессорами.
5 ноября советские власти выступило с ультиматумом о прекращении военных действий, пригрозив применением ракетного оружия. В течении суток было принято решение о завершении войны, а 22 декабря был завершен и вывод англо-французских войск.
В 1973 году, в период войны на Ближнем Востоке, Англия и Франция вели переговоры о возможности установления контроля над месторождениями нефти a Саудовской Аравии и Кувейте, а также смене «неугодных» политических фигур. Однако, до государственных переворотов дело не дошло.
Существует большое количество документов, которые свидетельствуют и о поведении переговоров британского правительства с нефтяными компаниями мира о перспективах добычи нефти в Ираке еще за год до начала войны. Протоколы этих переговоров противоречат заявлениям Тони Блэра о том, что Великобритания не имела никакого личного интереса в ходе оккупации Ирака. Он отметил, что теория нефтяного заговора - это полный абсурд, и что английское правительство вполне способно мирным путем договориться с Хусейном о поставках нефти, а основная причина британского вторжения на территорию Ирака - это оружие массового уничтожения.
Однако, документы за 2002 год открывают совсем другую картину. Как утверждает баронесса Саймонс, занимавшая пост министра торговли, британское правительство уверено, что Великобритания должна получить часть иракских нефтяных резервов в качестве награды за готовность поддержать США в процессе смены власти в стране силовыми методами.
Компания British Petroleum заверяла мировую общественность, что не имеет никаких стратегических целей в Ираке, но в приватных разговорах с представителями министерства иностранных дел неоднократно упоминалось о том, что иракские месторождения нефти очень важны дл нее.
И это совсем не удивительно. Великобритания, так же, как и США, опасались, что С.Хусейн продлит контракт с Францией. Это привело бы к тому, что французская компания Total Final Elf. Автоматически превратилась бы в самую крупную мировую нефтяную корпорацию, поскольку Ирак находится на втором, после Саудовской Аравии, месте по запасам нефти.
Поэтому, сразу же после вступления на иракскую территорию, были подписаны крупнейшие в истории нефтяной индустрии контракты, согласно которым половина нефтяных иракских запасов досталась британской British Petroleum.
Многие критики англо-американского вторжения в Ирак заявляли, что одной из главных причин экспансии является обеспечение бесперебойных поставок дешевой нефти. Похоже, они были правы.
Что касается Ливии, то причины вторжения на ее территорию мало отличаются от интервенции в другие страны Ближнего Востока. Запасы нефти газа здесь практически неограниченны, к тому же существует большое количество территорий, где разведка углеводородов вообще не проводилась. Ливийская нефть имеет отличное качество, к тому же месторождения ее находятся недалеко от европейских нефтеперерабатывающих заводов.
Информация об обнаружении в Ливии осадочных бассейнов нефти и газа позволили снять международные санкции с государства. Западные компании надеялись на большую прибыль. Однако, очень скоро стало понятно, что ничего не получится. Крупные компании были вынуждены подписать менее выгодные контракты, чем были до этого, да и к тому же, выплатить большой аванс.
К тому же, во время видеоконференции с американскими студентами Каддафи заявил о национализации всей нефти и газа в стране. Понятно, что такое заявление не на шутку встревожило политиков. Сняв санкции с этой североафриканской страны, они не учли, что Ливия может начать развивать отношения с государствами восточного направления: Японии, Индии, Китая и России. Все эти страны могли составить серьезную конкуренцию американским и английским нефтяным компаниям. Да и к тому же, намечалась реализация судано-ливийского проекта нефтепровода, неподконтрольного Западу.
Военные действия против Ливии были запланированы задолго до их начала. Об этом свидетельствует проведение совместных военных учений под названием «Южный Мистраль». Учения предполагали совместные атаки некоей южной страны с диктаторской формой правления.
Такое взаимодействие необходимо рассматривать с точки зрения формирования оси Лондон-Париж, поскольку не так давно между Великобританией и Францией был подписан договор о создании совместных ядерных сил Евросоюза.
Изначально Великобритания заявляла о готовности вторгнуться на территорию Ливию без чьей-либо помощи, но поскольку воевать с Каддафи было невыгодно с политической точки зрения, то на первый план был выдвинут Саркози. Вероятно, британское правительство пообещало передел зон влияния на нефтяном рынке в пользу Англии и Франции. К тому же, французы вынуждены были выплатить ливийскому правительству 500 миллионов долларов компенсации, а также проиграли большое количество тендеров на совместную добычу нефти и газа.
Открытым остается вопрос: зачем Британии была нужна война против Ливии? Ответ прост - английские нефтегазовые запасы уменьшаются, и страна вынуждена импортировать 40 процентов газа. Вскоре ситуация может ухудшиться. А заявления Каддафи о возможном сокращении участия западных стран в разработке месторождений нефти только подтолкнули к решительному шагу.
Известно, что у Великобритании нет союзников, а только интересы. В ХХ веке основным интересом англичан было установление контроля над нефтяными месторождениями. И хотя время идет и все меняется, но методы британского правительства остаются неизменными. Режим Каддафи был свергнут точно таким же образом, как когда-то Мосаддыка, а вторжение в Ирак было точной копией интервенции в Египет. При этом англичане всегда остаются в тени, действуя исподтишка и науськивая американцев и французов на поддержку государственных переворотов.
Автор Валерий Бовал