В настоящее время Мурманская ТЭЦ - это три станции, основным назначением которых является выработка и отпуск тепловой энергии: центральная(самая старая), южная и восточная. Эти станции снабжают теплом три четверти всех предприятий города и жилых массивов областного центра. Центральная станция введена в эксплуатацию 28 марта 1934. В 1939 году были проложены первые километры тепловых сетей и 6 самых больших зданий в городе стали отапливаться централизованно. В военное время было трудно: станция постоянно подвергалась бомбежкам, но стойкие сотрудники станции не сдавались и продолжали давать городу тепло. Я побывал на центральной станции Мурманской ТЭЦ и разобрался с особенностями работы.
1. До 70-ых годов станция использовала угль. Проведя модернизацию, работа станции стала осуществляется на привозном мазуте. Стоит отметить, что руководство видит перспективу разработки на арктическом шельфе газовых и газоконденсатных месторождений, а значит в будущем Мурманская ТЭЦ может работать на местном экологичном топливе.
2. Мазут привозят по железной дороге. Составы останавливаются на 1 и 2 эстакаде, где происходит слив мазута. Для этого мазут в цистернах разогревается до необходимой температуры и с помощью насосов переливают в приемные емкости.
3. Каждая поставка мазута проходит лабораторную проверку качества.
4. К пробе нагретого мазута подносят огнь - если нет вспышки, то все хорошо. В противном случае последуют длительные разбирательства.
5.
6. Лабораторная проверка показала положительный резутат, значит погружные насосы перекачивают топливо из приемных емкостей в мазутные резервуары, откуда разогретый до 121-125 градусов мазут подается в котельное помещение для сжигания.
На станции установлено 10 котлов: 7 паровых котлов марок ТП-30(паропроизводительность 30 т/час) и БМ-35Р(паропризводительность 35 т/час) и 3 водогрейных марки ПТВМ-50(номинальная теплопроизводительность 37,5 Гкал/час).
7.
8. Уровень воды в барабане котла нужно держать на нулевом уровне. Если показатель будет отходить от нормы в большую или в меньшую сторону, то котел остановится.
9. Обратите внимание на цвет труб - это неспроста.
10.
11. Высота котлов ТП-30 достигает 19,2 метра. Они являются самыми высокими на станции.
12.
13. За показателями котельного отделения следит тепловой щит. Сотрудников станции, которые работают здесь, называют машинистами. Их задача проверять соответствие данных на компьютерах с приборами котлов. Расхождение цифр не допускается.
14.
15. По всей станции расклеены напоминания о технике безопасности.
16.
17.
18.
19. Все трубы на станции имеют обшивку и покрашены в разный цвет. За обшивкой скрывается кирпич и асбест - они улучают производительность и защищают помещение от слишком сильного нагрева воздуха, а цвет помогает понять, что течет по трубе. Зеленый - питательная вода, голубой - воздух, красный - пар, коричневый - мазут, черный - техническая вода.
20.
21.
22. Начальник центральной станции Мурманской ТЭЦ контролирует 50 км теплосетей и координирует Южную и Восточную станциии в внештатных ситуациях.
23.
24. Со времен войны в пультовой имеется миниатюрное убежище, через шелку которого во время бомбежки начальник следил за работой станции.
25. На Мурманской ТЭЦ работает 690 человек.
26.
27.
28.
29. Станция не вырабатывает электроэнергию для города. Две турбины АР-6-6-II по 6 МВт работают только для собственных нужд.
30.
31.
32. Я неоднократно спрашивал у работников про трудности работы на севере, но они не смогли выделить что-то особенное.
Почитать про другие предприятия энергетического комплекса:
Нижегородская ГЭС Новогорьковская ТЭЦ Сормовская ТЭЦ Репортажи "как это производят" с других предприятий -
здесь