Что такое потеря идентичности?

Jan 03, 2012 23:53

В детских развлекательных центрах российских детей развлекают Бэтмен, а в качетсве аттракционов используются модели вертолетов Апач и самолет F-117. Про то, к какой армии принадлежат эти аппараты есть соответствующие надписи на английском языке.




Кажется, сейчас к этому все настолько привыкли, что в ответ на критику лишь разводят руками: не возвращаться же в "совок". Это очень верное замечание. Ближайшая по времени и пространству альтернатива - это СССР, которому удавалось в достаточной мере наполнить детское сознание отечественными мемами не всегда российского происхождения: Чебурашка, Чипполино, Мальчиш-кибальчиш и т.п. В дореволюционной России детское сознание также росло в окружении отечественных мифических Чуда-юда и Соловья-разбойника и мифологизированных, приобретших исконно российские черты Св. Николая и Параскевы Пятницы (если уж не брать в расчет узкую прослойку элиты, которую воспитывали иностранные гувернантки). Сейчас происходит довольно уникальное для России явление: слом цивилизационного сознания, отказ от собственной цивилизационной идентичности, которое начинается буквально с раннего детства. Ранее это было лишь однажды, когда языческая Русь принимала христианство. Тогда собственная культура, об уровне которой споры идут до сих пор, была официально признана вторичной, не уничтожена на корню, а подчинена чуждой господствующей. Взаимоотношения между ними находились на уровне человек-природа: полезное или мешающее оставляем, вредное - уничтожаем или загоняем в жесткие рамки. Примерно такие же отношения складывались между колонизаторами Нового Света и местным населением, т.н. англосаксонская практика колониализма. Сейчас подобный процесс происходит вторично, но несколько по иным правилам. Физическому насилию уступило место насилие экономическое, поскольку законы рынка стали универсальными и решают сразу несколько целей, в том числе, наполнению детского сознания правильными мемами.
Можно долго спорить о методах навязывания или уничтожения цивилизационной идентичности. Я в этом отношении недоумеваю о терминах "революционер" или там "демократ". Крайне важным является сама идея, дискурс, оцениваемый по-разному. Одни считают цивилизацию, символом которой является вертолет Апач, единственно возможной. Другие - чужой. Поэтому, я только за Крещение Руси вне зависимости от методов, но сугобо против вестернизации России. Я часто вспоминаю гениальную статью нашего питерского литератора Андрея Столярова о том, как цивилизационные императивы отражает художественная литература. В данном случае я вижу мемы западной цивилизации у себя дома, и мне это противно. При этом, я был бы совсем не против, чтобы в Диснейленде стояла механическая модель т-90 для детей.
И еще один момент. Некоторые наши националисты и прочие радетели за судьбы русского народца считают, что возможно принадлежность России к европейской цивилизации без диснейлендов с сопутствующими человеками-пауками. Это невозможно. Возможна отдельная цивилизация (причина, объективное) с пришлыми человеками-пауками (следствие, субъективное), но невозможно принятие идеи западной цивилизации и население ее чебурашками.
Это была первая робкая попытка переломить негативную тенденцию ужасающего прошлого года, на протяжении котрого я почти полностью выпал за пределы информационного пространства.

цивилизация, Россия, либерализм

Previous post Next post
Up